Преображение Господне

 

Тропарь Преображения

Преобразился еси на горе, Христе Боже, /

показавый учеником Твоим славу Твою, /

якоже можаху: / да возсияет и нам грешным /

свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, /

Светодавче, слава Тебе.

 

«Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения».

Протоиерей Артемий Владимиров

 

Знаете ли Вы?

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, возможно, и раньше. О празднике писали в своих поучениях преподобный Ефрем Сирин и святитель Иоанн Златоуст.

В IV веке по приказу равноапостольной царицы Елены на горе Фавор была возведена величественная базилика. Чуть ниже, там, где заснули апостолы Петр, Иоанн и Иаков, царица повелела построить трехпрестольный храм. Так, на святом месте началась церковная жизнь.

В VI-VII вв. на горе Фавор было три храма и большой монастырь с грандиозными сооружениями, окруженными стеной. К вершине горы вела лестница в 4340 ступеней, которую паломники преодолевали пешком.

Высота горы Фавор – 588 метров, расположена она в 9 километрах к юго-востоку от города Назарет. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

Во время утреннего богослужения 19 августа на территории православного монастыря на горе Фавор, над крестом храма Преображения, появляется небольшое облако, которое, увеличиваясь в размерах, опускается на паломников, накрывает их и обдает неизъяснимой живительной силой. Каплеподобные частицы удалось запечатлеть на фотоаппарат.

 

Кого изображают на иконе

Это образ из Праздничного ряда православного иконостаса. Каноническим сюжет иконы стал в VI веке. Иисуса Христа изображают в центре в ореоле круглой или овальной формы. По обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей, как правило, юного возраста, а Илия – в виде убеленного сединами старца. Чуть ниже – апостолы, павшие ниц. Ослепительно сияют одежды Спасителя, свет изливается от всей фигуры Христа.

 

Зачем освящают плоды

В народе праздник Преображения Господня называют «Яблочным Спасом». Традиция освящать плоды очень древняя. Предписания относительно этого изложены в 3-м Апостольском правиле и 28-м правиле VI Вселенского Собора. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевали плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносились в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение их для пропитания человека. Кроме того, эти плоды имели отношение к Таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящают яблоки, как бы заменяющие собой виноград. При этом читается другая молитва – «На освящение начаток овощей (плодов)».

 

Набираем группы:

 

Рассылка » Преображение Господне