Эски Кермен является самым живописным пещерным городом Средневековья.

Эски Кермен является самым живописным пещерным городом Средневековья.

Император Юстиниан

Император Юстиниан

Построен Эски-Кермен на столообразном горном плато длиной 1040 метров и шириной 170 метров. Плато ограничено обрывами до 30 м глубиной.

Построен Эски Кермен на столообразном горном плато длиной 1040 метров и шириной 170 метров. Плато ограничено обрывами до 30 м глубиной.

Пещерные города стали сосредоточием христианской веры, в каждом из них был освящен монастырь или храм.

Пещерные города стали сосредоточием христианской веры, в каждом из них был освящен монастырь или храм.

В переводе Эски Кермен означает «Старая Крепость».

В переводе Эски Кермен означает «Старая Крепость».

Население Дороса достаточно рано приняло христианство. Уже с VII века Дорос выступал как центр самостоятельной Готской епархии.

Население Дороса достаточно рано приняло христианство. Уже с VII века Дорос выступал как центр самостоятельной Готской епархии.

В городе было развито гончарное производство и виноделие, о чем свидетельствуют тарпаны – скальные углубления со стоком в небольшие бассейны, где бродило вино.

В городе было развито гончарное производство и виноделие, о чем свидетельствуют тарпаны – скальные углубления со стоком в небольшие бассейны, где бродило вино.

Эски Кермен был застроен двухэтажными домами. Усадьбы были отделены от улицы высокими каменными заборами.

Эски Кермен был застроен двухэтажными домами. Усадьбы были
отделены от улицы высокими каменными заборами.

Нижний этаж с вырубленными в скале подвалами служил для хозяйственных нужд. Жилым был второй этаж, обычно с балконами и лестницей, спускавшейся в тесный дворик.

Нижний этаж с вырубленными в скале подвалами служил для хозяйственных нужд.
Жилым был второй этаж, обычно с балконами и лестницей, спускавшейся в тесный дворик.

Кроме колодца вода в город поступала из источников с соседней возвышенности за четыре километра по керамическому водопро- воду. Для хозяйственных нужд также собирали дождевую воду, которую хранили в пифосах и вырубленных в скалах пещерах

Кроме колодца вода в город поступала из источников с соседней возвышенности за четыре километра по керамическому водопроводу. Для хозяйственных нужд также собирали дождевую воду, которую хранили в пифосах и вырубленных в скалах пещерах

Храм Трех всадников, создан между 6700–6799 годами от сотворения мира  или 1192–1292 годами от Р. Х.

Храм Трех всадников, создан между 6700–6799 годами от сотворения мира
или 1192–1292 годами от Р. Х.

Некогда тавры, населявшие южную часть Крыма, оставили свои пещерные города и ушли на север, основав новые поселения в районе современного Киева. Опустевшие «постройки» заняли византийские монахи. Было это в VIII веке, в период гонения на христиан в центральных областях Византийской империи. Пещерные города стали сосредоточием христианской веры, в каждом из них был освящен монастырь или храм. Множество христианских церквей находилось на Мангупе и Эски Кермене. Позже Мангуп-Кале стал столицей православного княжества Феодоро – последнего оплота Византийской империи.

 

Крымская Готия

К годам правления императора Юстиниана I (527–565) относится первое упоминание о загадочной стране крымских готов – Дори со столицей городом Доросом. В трактате «О постройках» историк и военный деятель Прокопий Кессарийский писал: «…страна Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит лучшие плоды».

Проводя активную внешнюю политику, Юстиниан стремился укрепить свои границы. В Крыму по его приказу были возведены «длинные стены», перекрывшие важнейшие горные проходы, которые вели к Херсону. За стенами возводились мощные крепости, в которых в случае опасности могли укрыться все жители со своим имуществом.

Население Дороса достаточно рано приняло христианство. Уже с VII века Дорос выступал как центр самостоятельной Готской епархии. Возглавляли епархию епископы, а с VIII века митрополиты готские, подчинявшиеся Константинопольскому Патриарху. В это время появляется второе название области – Готия или Крымская Готия.

Точно неизвестно, где стоял Дорос. В настоящее время преобладает точка зрения, что Дорос находился на горном плато Мангуп. Однако есть мнение, что и по укреплениям, и по степени развития хозяйства ранний Мангуп уступал Эски Кермену. Вероятнее всего, под Доросом надо понимать Эски Кермен до 1299 года (когда город прекратил свое существование) и Мангуп после этой даты.

 

Старая крепость

Эски Кермен является самым живописным пещерным городом Средневековья. Он расположен в юго-западной части гористой области Крыма, недалеко от деревни Красный Мак. Построен Эски Кермен на столообразном горном плато длиной 1040 метров и шириной 170 метров. Плато ограничено обрывами до 30 м глубиной.

В переводе Эски Кермен означает «Старая Крепость». История города до X века известна мало. Есть сведения, что после X века Эски Кермен продолжал свою жизнь как неукрепленный город. В бывших казематах устраивали храмы, по периметру скалы, там, где раньше прятались лучники, разводили виноград и занимались сельским хозяйством. В административном отношении Эски Кермен должен был подчиняться Херсону. Не исключено, что усадьбами, которые в эти столетия строились на Эски Кермене, владели херсониты; у богатого херсонита мог быть дом в Херсоне и поместье в Эски Кермене с рабами, производящими вино и зерно на продажу. После X века началось разрастание города, расцвет которого пришелся на XII и XIII века, когда количество жителей превысило 2000 человек.

 

Всадники

Начав забираться на гору Эски Кермена по древней дороге, вы увидите храм Трех всадников, созданный между 6700–6799 годами от сотворения мира или 1192–1292 годами от Р. Х. Храм высечен внутри большой каменной глыбы, одиноко стоящей на подступе к городищу. На стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников. По центру святой великомученик Георгий Победоносец поражает копьем змея-дракона, двое других – Федор Стратилат и Дмитрий Солунский – держат копья остриями вверх. За спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика. Под рисунком – остатки надписи на греческом языке: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Ученые датируют фреску XII столетием, к сожалению, она сильно пострадала от рук туристов. Поэтому вот уже несколько лет вход в храм закрыт решетчатой дверью, однако это не мешает любоваться фреской с порога храма. На полу высечены две могилы, одна из них явно детская. Видимо воины, павшие в борьбе с врагами, были причислены к лику святых мучеников за веру.

 

Все выше, и выше, и выше!

Горная тропа поднимается круто вверх и приводит через калитку на самую южную точку городища. Здесь главные ворота Эски Кермена. Штурмовать ворота в лоб было бессмысленно – скала здесь практически вертикальная. Оставалось воспользоваться дорогой, по которой попадали в крепость мирные граждане. Но дорога нар

очно делала три петли, причем в какой-то момент ныряла в каменный коридор. Таким образом, у врага вряд ли был какой-то шанс прорваться в крепость именно здесь. Над обрывом нависает скала, на которой некогда находилась дозорная башня, самая мощная в крепости.

Попадая в ворота, вы сразу оказываетесь на главной улице. Слева и справа – массивы скал, преображенные в домашние сооружения.

Далее башня, под ней, в сохранившемся каземате – сторожка, помещения для солдат, для хранения боеприпасов и прочие вспомогательные помещения. Справа – комплекс, который когда-то окрестили «Судилищем» (якобы здесь произносились приговоры), хотя на самом деле это храм. Войдя внутрь, вы сразу увидите алтарь с крестом. Напротив – скамьи для прихожан, ныне «висящие» над пропастью, слева – купель, в которой крестили. Считается, что эта часть храма возникла одновременно с крепостью, то есть в VI веке, некоторые археологи относят его к концу IX века.

Далее путешественников ведут собственно в город, обычно по восточному обрыву городища. Через пару сотен метров другой пещерный храм с сохранившимися фресками – Успения Божией Матери. Сначала здесь располагалась высеченная в скале цистерна для воды, входившая в систему обороны. Когда война уступила место мирной жизни, на этом месте устроили давильню для винограда. Тут же хранились пифосы с вином и соком, осколки которых нашли археологи. В конце концов здесь сделали храм. Перед входом, почти у обрыва – могила. По центру храма – прямоугольная яма от тарпанадавильника. Когда здесь была церковь, яма закладывалась плитой, но археологи достали ее наружу. Историки датируют фрески и храм первой половиной XII века.

 

Место обитания

Идем дальше. Круглые отверстия в скале под ногами напоминают что-то неземное и загадочное. Оказывается, это всего лишь гнезда для пифосов. Значит, рядом жилой комплекс. Так и есть. Новейшие исследования относят его к XII – XIII векам.

По сохранившимся лесенкам, скамьям, вырубленным прямо в скале, можно догадаться об уюте, в котором не отказывали себе местные жители. Они выращивали зерно и виноград и тут же давили виноград на вино, что видно по высеченным в скале отверстиям. Ничего примитивного не было в жизни этих людей. Их дома – последнее слово тогдашней строительной техники, они ничем не уступали жилым постройкам Херсона.

Недалеко, в лесочке, остатки базилики, построенной Юстинианом в X веке. По описаниям, прямоугольный храм с тремя апсидами был снабжен деталями из дорогого импортного мрамора. В начале XII века базилика по каким-то причинам погибла. Жители постарались ее восстановить, однако это не удалось, и на месте базилики встала скромная часовня.

Далее буквально на каждом шагу попадаются казематы. В одном из них прорублен знаменитый осадный колодец. Как говорили византийские инженеры, крепость, снабженная собственной водой, практически неприступна. То, что сделали инженеры Юстиниана, поистине чудо. Они прорубили вглубь скалы двадцатиметровый коридор, выводивший к пещере, где скапливалась питьевая вода. Устроили в скале лестницу из 80 ступеней в шесть маршей. И оттуда вручную в кожаных мешках носили воду. Говорят, колодец тогда мог снабжать водой все население. Сейчас же по геологическим причинам он пересох.

В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского бекляр-бека Ногая. В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался.

 

В блокнот паломнику:

Проезд: Эски Кермен находится в юго-западной части полуострова Крым в 50 км от Симферополя и в 18 км от города Бахчисарай. От Бахчисарая нужно доехать на автобусе до села Красный Мак. Оттуда дойти до скал Столовой горы. На ее плоской вершине и находятся руины города-крепости Эски Кермен.

На авто: ехать по шоссе Симферополь – Севастополь, на 37-м километре повернуть налево (за селом Сирень), у въезда в село Танковое следует повернуть направо. Дорога приведет в село Красный Мак. От памятника Скорбящей Матери направо по грунтовой дороге 5 км.

Татьяна Петрова

Дата: 09.11.2018 14:43

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Страна Дори
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.