Соломония

 

Впервые на великокняжеский престол взошла женщина из сословия служилых людей – Соломония была дочерью писца из Новгородской земли

 

Покровский женский монастырь. Со времени пребывания преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре он стал местом пострижения и упокоения многих именитых особ. В их числе супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие

Покровский женский монастырь. Со времени пребывания преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре он стал местом пострижения и упокоения многих именитых особ. В их числе супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.

 

Предполагают, что это надгробие царевича Юрия, рожденного в Суздальском Покровском монастыре

Предполагают, что это надгробие царевича Юрия, рожденного в Суздальском Покровском монастыре.

 

Тропарь преподобной Софии Суздальской Вышняго красотою явственно украшаяся, постническими бо труды подвизася преподобная София, и бысть наследница Небесному Царствию, и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, Его же моли спастися граду Суждалю от поганых нахождений и междоусобныя брани и подаждь душам нашим велию милость. День памяти - 14 августа

Преподобная София Суздальская

 

являются лучшими образцами лицевого шитья XVI века

Пелены работы Соломонии Сабуровой, являются лучшими образцами лицевого шитья XVI века

 

 

 

 

Впервые на великокняжеский престол взошла женщина из сословия служилых людей – Соломония была дочерью писца из Новгородской земли.

Двадцать лет назад в Суздальском Покровском монастыре были обретены нетленные мощи святой Софии, которые пролежали под спудом почти пятьсот лет.

Ярмарка невест

В 1502 году Иван III объявил своего сына Василия «всея Руси самодержцем». Предчувствуя близкую кончину и желая завершить важнейшие земные дела, он по всей Европе ищет невесту наследнику престола, но так и не находит подходящую партию. И вот в 1505 году впервые в российской истории Иван III устраивает «по византийскому обычаю» ярмарку невест. Он повелевает, чтобы «во всех частях государства – невзирая на благородство или кровь, но лишь на красоту – были найдены самые красивые девицы».

На смотрины в Москву собрались 500 девушек. Были там и боярские, и княжеские дочери. Но выбор Ивана пал на пятнадцатилетнюю красавицу Соломонию, отец которой – Юрий Сабуров – был всего лишь писцом в Новгородской земле.

Впрочем, Рюриковичи всегда благосклонно относились к Сабуровым, ведь прадед Соломонии, Федор Сабур, спас Дмитрия Донского от верной гибели на Куликовом поле. Сохранилось предание о том, что Иван III, задумав женить сына Василия, пошел к могиле преподобной Евфросинии Московской – жены князя Дмитрия – просить совета. Во время молитвы на глазах у Ивана III свеча согнулась в виде буквы «С». Он понял это так: «Нужна своя. Сабурова». Женив сына, великий князь в тот же год скончался.

Никогда еще на великокняжеский престол не всходила женщина из сословия служилых людей. Соломония была первой. Она во многом оказалась первой…

Бездетный брак

Свое редкое имя будущая великая княгиня получила в честь израильтянки Соломонии, принявшей смерть за веру вместе с семью своими сыновьями. Это всю жизнь обязывало ее быть стойкой и сильной.

Уже в четыре года маленькая Соломония лишилась матери. Ее воспитала родная сестра отца Евдокия Сабурова – женщина набожная и благочестивая. Будучи дочерью писца, Соломония была обучена грамоте и другим наукам, что, конечно, приняли во внимание на смотринах.

Несмотря на то что повивальные бабки признали перед свадьбой девушку здоровой, радость материнства обходила Соломонию стороной. Это сильно огорчало великого князя. Боясь смуты в государстве и возможной борьбы за великокняжеский престол, Василий III запретил своим младшим братьям жениться до тех пор, пока у него не родится сын.

Шли годы. Соломония с мужем усердно молились о потомстве, ездили на богомолье. В 1509 году Василий III посетил Покровский монастырь в Суздале и начал в нем каменное строительство. Бывала княжеская чета и в Троице-Сергиевой Лавре. До наших дней сохранилась пелена, подаренная монастырю, на которой были вышиты изображения «Зачатия Пресвятой Богородицы» и «Зачатия Иоанна Предтечи». На пелене есть такая надпись: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева».

Первый развод

Через двадцать лет после свадьбы, потеряв всякую надежду стать отцом, Василий III решился на расторжение брака. Это был первый развод в истории русского государства.

Как свидетельствуют летописцы, бояре, заинтересованные в продолжении рода Рюриковичей, поддержали князя, а вот духовенство воспротивилось. Особенно решительно выступили митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек, за что навлекли на себя княжеский гнев и были сосланы. А митрополит еще и лишился своего сана, что на Руси также случилось впервые.

Узнав о решении князя, патриарх Иерусалимский Марк предрек Василию III рождение от второго брака сына, который поразит мир своей жестокостью. «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо; царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают».

Но Василий не внял предостережениям. В 1526 году он вторично обвенчался с дочерью литовского князя Еленой Глинской. От этого брака родился сын, вошедший в историю как Иоанн Грозный.

Постриг

По одним источникам, Соломония была пострижена в монашество насильно, по другим – добровольно отказалась от мирской жизни, зная, как велико желание князя продлить род и предотвратить смуту в стране. В некоторых летописях есть упоминания о том, что князь с княгиней все двадцать лет брака жили в мире и согласии, а когда надолго расставались – писали друг другу письма. И просьбу Соломонии отпустить ее в монастырь Василий исполнил с «великой скорбью».

Как бы там ни было, но великая княгиня приняла монашеский постриг 28 ноября 1525 года – в день памяти святых Стефана Нового и Иринарха, который особенно почитался в роду Сабуровых. Это произошло в монастыре Николы Старого в Москве. В постриге Соломонии было дано имя София, как считают историки – в честь матери Василия III Софьи Палеолог.

Сначала она поселилась в монастыре Рождества Богородицы на Рву, но желающих выразить свою поддержку великой княгине было так много, что София решает оставить Москву. Она просит Василия отпустить ее в Суздаль – в Покровский монастырь, где она не раз бывала до пострига.

Покровский женский монастырь. Со времени пребывания преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре он стал местом пострижения и упокоения многих именитых особ. В их числе супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие

Тайны истории

В 1526 году из Суздаля приходит ошеломляющая новость: великая княгиня скоро разрешится. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал: «Этот слух подтвердили две почтенные женщины, супруги первых советников: казнохранителя Георгия Малого и Якова Мазура».

Князь попадает в очень сложное положение. Он посылает в Суздаль своих ближайших сподвижников – советника Федора Рака и секретаря Потатау, поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха. По возвращении они представили Василию III обширный отчет, который тут же был засекречен.

Спустя несколько веков историки опираются лишь на косвенные улики, подтверждающие, что у Василия III был старший сын – царевич Юрий (Георгий), рожденный в стенах Покровского монастыря. В пользу этой версии говорит, например, тот факт, что 7 мая 1526 года Покровская обитель получила в дар от великого князя село Павловское Суздальского уезда. А через несколько месяцев сама монахиня София была пожалована селом Вышеславским.

Более того, в апреле 1527 года Василий III, как записано в Воскресенской летописи, велел поставить у Фроловских (Спасских) ворот церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

По традиции, русские князья всегда возводили храмы в честь небесных покровителей своих сыновей.

Есть сведения о поминании князя Юрия Васильевича за упокой, который, как предполагают, умер в 1533 году, в Кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря и в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря.

И вот совсем недавний факт. В 1930-е годы в склепе Покровского собора рядом с захоронением Софии Суздальской была обнаружена безымянная детская гробница, в которой находились фрагменты богато расшитой рубашки, принадлежавшей, предположительно, семилетнему мальчику из княжеской семьи. По наличию в погребальной колоде комочков земли ученые сделали вывод – ее вскрывали, чтобы похитить тело.

Почитание преподобной

После смерти Василия III в 1533 году жизни самой Софии стала угрожать опасность. Елена Глинская видела в ней серьезную соперницу и сослала великую княгиню в Каргополь. Назад, в Суздаль, София вернулась лишь в 1538 году, когда Елены уже не было в живых.

В монастыре монахиня София прожила семнадцать лет и еще при жизни прославилась своими трудами и молитвенным подвигом. Она собственноручно выкопала колодец и вышила множество икон, которые, по мнению искусствоведов, являются лучшими образцами лицевого шитья ХVI века.

Умерла преподобная 16 декабря 1542 года, в возрасте примерно пятидесяти двух лет, пережив и Василия III, и Елену Глинскую. Удивительно, но Иван Грозный всегда чтил первую жену своего отца. В 1552 году перед походом на Казань он посетил Покровскую обитель в Суздале, а после взятия города сделал богатый вклад в монастырь.

В 1563 году вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна и царевич Иван совершили паломничество в Суздальский Покровский монастырь на могилу преподобной Софии, а на следующий год здесь молилась уже вся царская семья.

Пройдет несколько лет, и в монастырских стенах появится еще одна Сабурова. Именно сюда после трагической смерти старшего сына Иван Грозный сошлет свою сноху Евдокию, дальнюю родственницу Соломонии-Софии.

Тропарь преподобной Софии Суздальской
Вышняго красотою явственно украшаяся, постническими бо труды подвизася преподобная София, и бысть наследница Небесному Царствию, и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, Его же моли спастися граду Суждалю от поганых нахождений и междоусобныя брани и подаждь душам нашим велию милость

«Чудны дела Твои, Господи»

В 1598 году, спустя полвека после преставления преподобной Софии, на ее могиле произошло первое чудо – прозрела жена князя Даниила Суздальского Анна, которая была незрячей шесть лет. После смерти мужа она в этом монастыре приняла постриг с именем Александра.

Но самое известное чудо связано с именем Александра Лисовского, верного сторонника Лжедмитрия. Лисовский был известен своей жестокостью при взятии городов и нетерпимостью к православным. Когда в 1609 году он со своим войском вошел в Суздаль, в первую же ночь во сне ему явилась грозная монахиня с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. От испытанного ужаса у атамана отнялась рука. Он воспринял это как Божию кару и покинул город, оставив его не разоренным.

Многочисленные чудеса у гробницы Софии Суздальской стали известны благодаря ключарю Покровского собора священнику Анании Федорову, который записывал их в течение длительного времени. Суздальские иерархи стали ходатайствовать о канонизации великой княгини. В 1750 году Патриарх Московский и всея Руси Иосиф разрешил почитать ее как святую. Но после церковного раскола и петровских реформ имя преподобной Софии более двух столетий находилось под негласным запретом. Однако простые люди не отступились от святой и, как прежде, приходили на ее могилу со своими бедами.

Только в 1916 году по благословению Святейшего Синода имя преподобной Софии Суздальской было внесено в церковный календарь. И уже в наши дни, в 1995 году были торжественно обретены ее святые мощи.

Святая София, моли Бога о нас

«В 2002 году врачи поставили мне диагноз: рак матки. Осенью должны были делать операцию… Во сне я увидела старинную икону, на которой была изображена не известная мне святая. При этом я почувствовала, что должна приехать к ее мощам…

В августе на праздник Преображения я приехала в Суздаль… Зайдя в главный собор Покровского монастыря, увидела на стене ту самую икону, которую видела во сне. Это была икона преподобной Софии Суздальской. В течение трех дней я ходила в монастырь на службы и прикладывалась к мощам святой преподобной. Когда в сентябре пришла на обследование, выяснилось, что необходимость в операции отпала, а через полгода меня сняли с учета».

«После женитьбы у моего сына долгое время не было детей. Он усердно молился. В 2000 году мы посетили с ним Покровский женский монастырь в Суздале и приложились к мощам преподобной Софии. Через три года у сына родилась дочка. Невестка… объявила мне, что девочку зовут София и что… ее решение так назвать дочку совпало по времени с нашим посещением Покровского монастыря».

В блокнот паломнику:

Покровский женский монастырь

г. Суздаль, ул. Покровская, д. 76 (правый берег реки Каменки)
Тел.: 8 (49231) 2-06-09

Людмила Дианова,
рисунок Анастасии Башковой