Молодежное паломничество "Оптина пустынь" с мотоклубом "Ночные Волки" - День 2.

Открываешь глаза и первым делом встречаешься взглядом с ликами на иконах на бревенчатой стене. Аккуратно, чтобы не потревожить остальных, выглядываешь в небольшое окошко. А там первые солнечные лучи нового дня уже неспешно скользят по золотым куполам храма и замирают на крестах ... Умываешься прохладной водой, чтобы поскорее растаяли остатки сна, одеваешь и спешишь навстречу рассвету. На улице уже кто-то фотографирует утренние пейзажи, кто молится на могилке матушки Сепфоры, а кто-то просто наслаждается умиротворением и спокойствием монастырского утра - никто не захотел подолгу залеживаться в кровати, когда посчастливилось оказаться в таком благодатном месте.

Так начался второй день молодежного паломничества «Оптина Пустынь – во славу Преподобных Оптинских старцев», проводимого Федерацией мототуризма России, мотоклубом «Ночные Волки» и объединением «Русские мотоциклисты» при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата и братии Троице-Сергиевой лавры.

Днем ранее автоколонна паломников стартовала из Байк-Центра в Москве, посетила Казанский Свято-Амвросиевский монастырь и монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь, где и осталась на ночлег. Маршрут второго дня проходил через Оптину Пустынь, Гремячев монастырь и Добрый монастырь.

Цель паломнических поездок Федерации мототуризма России - приобщение молодежи к православным ценностям, знакомство с историей российского государства и русского православия и предоставление возможности всем желающим посетить святые места и совершить не только физическое, но и духовное путешествие.
2.


В рамках паломничества собирались материальная и гуманитарная помощь для возрождающихся обителей. Одним из таких мест, которому Ночные Волки оказали благотворительную поддержку, была богадельня в селе Клыково. Там проживают пожилые монахини в возрасте 60-95 лет. А в прошлом году на богадельню было совершено преступное нападение, в результате которого несколько человек пострадало и получило тяжелые травмы, а две монахини скончались. Члены мотоклуба "Ночные волки" тогда не остались безучастными и незамедлительно организовали сбор медикаментов и других требующихся вещей, чтобы как-то помочь жертвам злодеяния. После этого мотоциклисты взяли опеку над богадельней и по мере возможностей стараются поддерживать монахинь, навещая их во время своих паломнических поездок. Эта история получила довольно широкое распространение в Интернете, и к инициативе Ночных Волков в разное время пожелали присоединиться другие: ученики московской школы и просто неравнодушные люди.

Не зря накануне вечером священноигумен монастыря Спаса Нерукотворного Пустынь отец Михаил, отвечая на вопросы паломников, сказал, что главное - начать что-то делать, а правильный пример рано или поздно сможет пробудить и другие пока еще дремлющие сердца. Вот и в эту поездку представители мотоклуба "Ночные Волки" навестили насельниц богадельни и передали им собранные средства.
3.


Монастырь в Клыково стал действовать относительно недавно, но история этого места уходит корнями далеко к языческим временам.
Преподобный Кукша (или Купша) был иноком из Киево-Печерского монастыря, который пришел к вятичам проповедовать Веру Христову.
4.


Население нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Тульской и Московской областей дольше других восточных славян исповедовало язычество. Инок Кукша вместе со своим учеником проповедовали христианство и от рук языческих жрецов приняли мученическую смерть. Хоть и не сразу, но миссия преподобного принесла свои плоды спустя некоторое время.
5.


Храм сщмч. Кукши Киево-Печерского - первый храм в честь просветителя вятичей
6.


Храм в честь Спаса Нерукотворного.
7.


История появление образа Спаса Нерукотворного следующая. Языческий царь Авгарь, страдавший от проказы, прослышал об Иисусе Христе и отправил к нему своего живописца Ананию, дабы он попросил для него об исцелении. Ананий пришел к Спасителю, передал просьбу царя и постарался сделать набросок его образа. Но у него ничего не получалось. Тогда Иисус подозвал художника, попросил воды, которой умылся и вытер воду сложенным в четыре раза платком. На материи тут же выступило очертание лика Спасителя - Нерукотворный Образ. Христос отдал Ананию этот платок для царя со словами: "Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы...". Царь Авгарь по своей вере получил исцеление и приказал повесить Образ над городскими воротами вместо языческого идола.
8.


Во время пожара в 1826 году в церкви в соседнем с Клыково селе уцелела старинная икона Спаса Нерукотворного и древнее Евангелие. Когда 19 веке в Козельском уезде разбушевалась эпидемия холеры, народ с крестным ходом пронес чудотворный образ из села Курыничи в Клыково. После чистосердечных молитв болезнь пошла на убыль и эпидемия прекратилась. В благодарность за великую милость Божию на месте старого храма в Клыково выстроили новую каменную церковь в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа.
9.


В начале 20-го века богоборческая власть закрывала монастыри, отдавала храмы на поругание, а монахов и священнослужителей выгоняла и подвергала арестам. После закрытия Оптины Пустыни часть братии вместе с иеромонахом Пантелеимоном перебралась в Клыково, где стала служить в храма Спаса Нерукотворного. В 1937 иеромонах Пантелеимон был приговорен к расстрелу как контрреволюционер, а храм закрыт.
10.


В 1991 году храм был возвращен церкви, и спустя два года здесь было устроено Архиерейское подворье. При подворье стала образовываться мужская община. А 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.
11.


Домик схимонахини Сепфоры, на втором этаже которого мы провели ночь.
12.


Могилка матушки Сепфоры у храмовой стены.
13.


14.


15.


16.


Ранним утром группа паломников выехала из Клыково и направилась в Свято-Введенскую Оптину Пустынь.
17.


Фото на память у памятника преподобному Кукше Печерскому.
18.


Наверно, нет среди православных христиан, кто не слышал бы об обители и ставшей одним из главных духовных центров Руси. Точные сведения об образовании обители неизвестны. По одной из версий Оптина основана раскаявшимся разбойником Оптом, по другой - начало монашеской жизни в этом месте положил князь Владимир Храбрый. Есть еще предположение, что ранее она была общей для монахов и монахинь, и от этого получила название Оптиной. Впрочем, не это есть самое главное. Истинное духовное сокровище Оптиной Пустини заключается в ее старцах: Льве, Макарии, Моисее, Антонии, Иларионе, Амвросии, Анатолии, Исаакии, Иосифе, Варсонофии, Анатолии II, Нектарии, Никоне, Исаакии II.
19.


Настоящий рассвет Оптины пришелся на 19 век с появлением старцев. Со всех концов страны в монастырь стали стекаться люди всех сословий за духовной помощью, и добродетельные старцы не отказывали никому, пришедшему с верой и покаянием. Интеллигенция, писатели, ученые, предприниматели, знать, простой люд и бедняки, разбойники - все шли в Оптину за утешением и разрешением своих вопросов.
20.


21.


Наш экскурсовод рассказала нам одну необычную историю. Я не думала включать ее в свой рассказ о поездке, но пока набирала текст, она представилась мне в новом ключе. Этот случай произошел в наши дни. Одна прихожанка храма часто приходила на богослужения и, как и все, подавала записочки о здравии и упокоении. Работница церковной лавки хорошо знала эту женщину и часто принимала у нее записки с одними и теми же именами. Но однажды женщины подала бумажку с требой о панихиде, в которой после списка имен было приписано «и всех православных христиан». Работница не удержалась и поинтересовалась, почему вдруг появилось такое дополнение. Тогда женщина рассказала ей такую историю. На Радоницу она пошла на кладбище и стала читать молитвы за усопших у могилки своих родных. А у нас ведь как бывает часто? Люди спешат съездить на кладбище на Пасху вместо того, чтобы провести этот день в храме с живыми, а на Радоницу, когда положено поминать усопших, все обычно занимаются своими делами…
22.


Женщина начала читать литию и перечислять имена своих умерших близких, как вдруг из соседних могил стали показываться головы… Она сразу поняла, что это души тех, кого никто  из родственников не поминает, и тут же добавила в окончании молитвы «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего и всех православных христиан». После этих слов головы исчезли. С тех пор она стала молиться не только за себя и знакомых, а за всех, кто возможно в этом нуждается.

Вы спросите, почему из всего объема рассказанной во время этой поездке информации я решила поделиться именно этой? Просто уже находясь дома, я поняла, что это была одна из тех неслучайных случайностей, которыми была наполнено наше паломничество. Ведь только представьте, что добавление всего лишь трех слов в записку на самом деле есть одно из проявлений духовного единения и любви. Напомню, что паломническая поездка стартовала в день, когда страна отмечает сплочение и единство народа. А единство – это вовсе не громкие лозунги, неподкрепленные делом, и дополнительный выходной день в году. Настоящее единство как раз проявляется в таких незначительных на первый взгляд вещах, как приписка в записочке, любая посильная помощь делом или просто нужным словом. Это и те две лепты бедной вдовы из притчи. Единство, по сути, есть антоним безразличия, в котором каждый преследует лишь свой шкурный интерес и мыслит благополучием только собственного живота. Надеюсь, мне удалось, хоть и коряво, донести объяснение того, почему эта история мне показалась важной. Это не единственное «совпадение» (я умышленно пишу это слово в кавычках, так как уверена, что ни одна случайность не случайна), которое произошло за три дня. О других таких моментах я расскажу чуть позже.
23.


Введенский собор, в котором находятся святые мощи старцев Амвросия и Нектария
24.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
25.


Колокольня
26.


Храм в честь Преображения Господня
27.


Монастырский некрополь
28.


Рассказывая о новомучениках Оптиной Пустыни и погибших за веру, нельзя не вспомнить о совсем недавних событиях, случившихся на Пасху в 1993 году.  Во время праздничного богослужения 18 апреля 1993 Николай Аверин, ранее судимый за изнасилование и признанный невменяемым, пришел в монастырь с ножом в руках и в звоннице убил двух иноков - отца Ферапонта и отца Трофима. Выходя из звонницы, он напал со спины на иеромонаха Василия и нанес ему смертельные ранения. Как установило следствие, это было ритуальное убийство. Аверин общался с сатанистами и давно готовился к запланированному преступлению. Сотрудниками правоохранительных органов он был пойман, и по решению суда помещен в спецлечебницу закрытого типа.

В монастыре на месте погребения убиенных братьев выстроена часовня, в которой можно помолиться и попросить о помощи.
29.


Иоанно-Предтеченский скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определенное время. Четыре раза в год в скиту совершаются литургии, на которых могут присутствовать паломники, как их принято называть – «открытые».

Большой радость для нашей паломнической группы стала возможность побывать в келье преподобного Амвросия Оптинского. Батюшка Амвросий (Александр Гренков в миру) родился в 1812 году в верующей семье и был шестым ребенком из восьми. В возрасте 12 лет он поступил в духовное Тамбовское училище. На последних годах обучения он сильно заболел и дал обет Господу, что если по Его милости выживет, то станет монахом. Так и случилось, правда, не сразу. Некоторое время Александр медлил и не мог окончательно попрощаться с мирской жизнью, но вскоре Промысел привел его в Оптину, где он и прослужил Господу до конца своих земных дней. По дороге в Калугу, где Амвросия рукоположили в иеромонахи, он сильно простудился. И это была одна из многих болезней, оправиться от которых он не смог до самой смерти. Врачи предрекали ему скорую кончину, но старец прожил до 78 лет, заботясь и радея о каждом из своих духовных чад, окормляя братию пустыни и сестер Шамординской обители и утешая всех к нему приходящих.

Описать словами то, что испытываешь, входя в этот домик, просто невозможно. Тут все, как было при старцах: маленькие комнатки, в которых нет ничего лишнего, узенькая деревянная кушеточка, на которой спал батюшка Амвросий, комнатка келейника рядом, портреты старцев на стенах, которые смотрят на тебя так, как будто сами старцы стоят с тобой рядом и ждут, когда ты задашь свой вопрос. А ты смотришь на их одухотворенные лица и, не произнося ни слова, уже понимаешь ответ, а так же всю незначительность и ошибочность того, что до этого момента казалось тебе очень важным. Здесь стоит и копия иконы Пресвятой Богородицы "Спорительница хлебов", написанной по видению батюшки Амвросия.
После экскурсии все паломники помазались маслицем от батюшки Амвросия.
30.


31.


Из Оптиной Пустыни автоколонна паломников направилась в село Гремячево. Посещение Оптины и дорога к Свято-Успенскому Лихвинскому женскому монастырю заняли несколько больше запланированного времени, и, как позже сказала матушка Михаила, в монастыре за паломников уже стали молиться Николаю Чудотворцу. Видимо, не зря молились, так как единственный форс-мажор в пути случился буквально за 200 метров до стен монастыря.
32.


Но сильные мотоциклисты да по молитвам сестер обители быстро вытолкали забуксовавший на обледенелом насте автобус. Больше никаких происшествий в течение всей поездки не было.
33.


34.


35.


Евгений Строгов передал в дар монастырю иконы, которые мотоциклисты привезли с собой из Троице-Сергиевой Лавры и зарубежных паломничеств
36.


37.


Некогда царь Алексей Михайлович, направляясь на богомолье в Киев, останавливался здесь и так полюбил эту обитель, что повелел построить здесь храм Успения Пресвятой Богородицы. Позже в 1701 году была построена церковь в честь великомученика Георгия Победоносца. В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор власть отдала под хранилище для удобрений, а Георгиевскую церковь под тракторные мастерские. Сейчас Гремячевская обитель является подворьем Свято-Никольского женского Черноостровского монастыря г. Малоярославец, и сестры всеми силами стараются восстановить обитель во Славу Божию.
38.


Заботливые монахини встретили паломников как самых долгожданных гостей и первым делом отвели в трапезную, где накормили невероятно сытным и разнообразным обедом.
39.

40.

41.


Евгений Строгов рассказал матушке Михаиле о плане паломнических поездок на предстоящий год.
42.

43.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы
44.


C высокого берега открывается потрясающий вид
45.

46.

47.


Все желающие умылись и попили воды из монастырских источников.
48.

49.


А некоторые паломники даже успели окунуться в купель
50.


51.


52.

53.

54.


Матушка Георгия прочитала стихи об основании обители, которые, как она сказала, написала по послушанию и под диктовку Господом.
55.


А посмотрите тоже, что услышали мы в тот день:


Обласканным теплом и любовью паломникам очень не хотелось уезжать от радушных сестер обители. Думаю, это значит, что если будет на то Божья Воля, сюда обязательно нужно вернуться вновь, чтобы дослушать поэму матушки Георгии, прогуляться по холму над Окой, окунуть в купель и помолиться в стенах храмов, хранящих воспоминания о ни об одной сотне лет.
56.


Из Гремячево группа паломников отправилась в село Доброе Тульской области. "А где же монастырь?", - удивился кто-то, когда, выйдя из автобуса, увидев такой вид.
57.


А монастырь - там, за остатками стены из красного кирпича. Поруганный, разрушенный, долгие годы не слышавший слаженного пения клира на литургии, но не забытый и с прошлого года по крупицам восстанавливаемый силами немногочисленной братии.
58.


У монастырских ворот паломников встретил отец Антипа, которому Евгений Строгов передал привезенные в дар икон.
59.

60.

61.


Мотоциклисты доставили в монастырь гуманитарную помощь и передали пожертвования на восстановление обители.
62.


Отец Антипа провел для паломников экскурсию по монастырю.
63.


Свято-Покровский Добрый монастырь основан в 14 веке князем Романом Семеновичем Одоевским. Рассвет монашеской жизнь пришелся на 16 век. В Смутное время обитель сильно пострадала, и позже восстанавливалась при царе Алексее Михайловиче. В начале 19 века монастырские постройки пострадали от урагана и пожара. В лихолетье, как и другие обители, монастырь был закрыт. С прошлого года здесь начались восстановительные работы.
64.

65.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.


72.


В подвалах Покровского храма сохранились два погреба. Раньше из них вели поземные ходы к реке, а в советское время они использовались под автомастерские и хранение удобрений.
73.


74.


В храме отец Антипа отслужил молебен о путешествующих святителю Николаю в деревянном храме Алексия, человека Божия, и благословил всех в дорогу.
75.


76.


77.


78.


79.


Икона Николая Чудотворца 18 века подарена храму прихожанкой.
80.


А на улице паломников ждал горячий чай из самовара
81.


82.


83.


Отец Антипа о паломничестве:


После чаепития и беседы с батюшкой паломники отправились на ночлег, чтобы на следующий день побывать на литургии в Давидовой Пустыни. О третьем днем паломнической поездки - в следующем посте.
84.


________________
Про первый день паломничества можно прочитать ЗДЕСЬ

Паломнический центр » Наши партнеры » Федерация Мототуризма России » Молодежное паломничество "Оптина пустынь" с мотоклубом "Ночные Волки" - День 2.