Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 2 - Суздаль

Утро второго дня паломнической поездки «Владимирская Русь», организованной мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России, паломники встретили в Суздале. Днем ранее они отправились из Московского байк-центра через Боровицкую площадь, где в прошлом году был установлен памятник св. князю Владимиру, в сторону Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Там к группе паломников присоединился насельник монастыря иеромонах Гурий. Следуя путем преподобного Сергия Радонежского, паломники побывали в святых обителях Александровского и Киржачского районов Владимирской области: Свято-Троицком Стефано-Махрищском и Свято-Благовещенском Киржачском женских монастырях. Вечером же путешественники смогли поклониться сохранившейся с домонгольских времен святыне – Святославову кресту, и помолиться в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.

Маршрут второго дня проходил через древнейшие города Руси – Суздаль, Кидекшу и Владимир.

У Цареконстантиновской церкви паломников встретил отец Кирилл,



который подробно и увлекательно рассказал об истории древних обителей Суздаля и Владимира.

Цареконстантиновская церковь, с которой началось знакомство с городом, была возведена в 1707 году вместо деревянного храма. Это последняя построенная в Суздале пятиглавая церковь. Стоит отметить, что после закрытия в 1923 году храм был возвращен РПЦ довольно рано - в 1977 году. Назначенный настоятель храма архимандрит Валентин (Русанцов) вместе с общиной восстанавливал церковь практически из руин. Но в 1990 г. Валентин Русанцов вышел из состава РПЦ. Пятью годами позже Цареконстантиновская церковь стала кафедральным собором Российской православной свободной церкви (а с 1998 – Российской православной автономной церкви РПАЦ). Храм был возвращен Владимирской и Суздальской епархии РПЦ в 2010 году.

Рядом с ней находится зимняя или «теплая» церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Всем скорбящим радость, построенная в 1750 г. на месте деревянной Воздвиженской церкви.

Мемориал «Вечный огонь» в память о суздальцах, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, своим обликом говорит о непобедимости русского духа.

Белый бетонный свод над Вечным Огнем выполнен в форме шлема русских воинов, на протяжении столетий защищавших Русь и православную веру от многочисленных набегов иноземцев. На небольшом постаменте под сводом как символ мужества и героизма, проявленного советскими солдатами в борьбе с фашистскими захватчиками, лежит солдатская каска. Таким образом, отражена переемственность русского духа сквозь времена.


На 37 мемориальных досках возле памятника высечены фамилии 519 суздальцев, павших на полях сражений.

Недалеко от Вечного Огня находятся монумент «В память о мужестве жителей г.Суздаля и района, проявленном при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах».

Церковь Вознесения Господня (1720 г.) и церковь Казанской иконы Божией Матери (1739 г.) построены на месте сгоревших деревянных во время пожара в 1719 году.

Древнейший город Суздаль впервые упоминается в Несторовской летописи в 1024 году. Это сейчас этот город – музей под открытым небом кажется привыкшим к масштабам мегаполисов туристам нарядной «игрушечкой» с аккуратненькими домиками-избушками, расписными церквушками и извилистой речкой Каменкой. А некогда Суздаль был одним из крупнейших городов Руси, духовным центром и стольным градом Ростово-Суздальского княжества. Вотчина Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого практически в каждом сантиметре хранит свидетельства тысячелетней истории.

В 990 году святой князь Владимир, заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси, отправился в Суздальскую землю с двумя епископами. Так возник город Владимир на Клязьме, а вместе с тем распространилась и вера христианская на всей Суздальской земле.


После набегов смердом (крестьян-общинников) прибывший в Суздаль князь Ярослав Мудрый занялся устроением первых оборонительных сооружений. Так появился Рубленный город с двумя воротами по откосам мыса.

В 1093 г. Ростово-Суздальский земли перешли Владимиру Мономаху. При нем строится суздальский кремль - самая древняя часть города. Земляные валы, общая протяженность которых составляет 1,4 км, выстроены из глины, а внутри содержат деревянную основу. Благодаря такой конструкции валы сохранились до наших дней.

В 1113 г.  княжить в Ростово-Суздальских землях стал Юрий Долгорукий. Он же перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль в 1125 году. При правлении князя Андрея Боголюбского, перенесшего столицу во Владимир, Суздаль утратил свое главенствующее положение. Во время нашествия татаро-монгольских орд деревянный Суздаль был выжжен, а часть населения уведено в рабство.

Позже город страдал от многочисленных пожаров, разграбления польско-литовскими интервентами в Смутное время, набегов крымских татар.

В 1719 году в городе произошел страшный пожар, который уничтожил большинство построек.

Успенская церковь стояла на княжьем дворе Ивана III. В описи города Суздаля 1617 года церковь значится деревянной. После пожара в 1719 году церковь была вновь выстроена. Среди других храмов Суздаля ее выделяет непривычный для города стиль нарышкинского барокко.

В 1926 году в администрацию политизолятора, который располагался в здании Спасо-Евфимиевского монастыря, подали прошение директору городского музея В.И. Романовскому с предложением снести Афанасьевскую или Успенскую церкви для использования их кирпичей в качестве необходимого строительного материала. Директор музея принял решение оставить только Успенский храм, так как он представлял собой уникальный объект, имеющийся в соединении с колокольней и приделом. Таким образом, заключение Романовского говорило о том, что Успенский храм несет в себе большую ценность по сравнению с Афанасьевским храмом, так как представляет собой цельный архитектурный ансамбль. Но, несмотря на это, ансамбль не смог уцелеть, ведь впоследствии придел Успенской церкви и его колокольня также подлежали разрушению.

Вдалеке виднеется каменная Никольская церковь. Точных данных о времени ее постройки нет, но в некоторых источниках есть упоминание, что изначально она была церковью при женском монастыре. Рядом с ней располагалась церковь в честь св. апостолов Петра и Павла. Во время пожара 1719 года оба храма сгорели. Никольский храм восстановили одним из первых, а на месте Петропавловской церкви в 1771 году воздвигли храм в честь Рождества Христова. Суздальский епископ Иоаким упразднил монастырь, а монахинь перевел в Александровский девичий монастырь.






При Владимире Мономахе началось создание оборонительных сооружений и возведение кремля, окруженного земляным валом длиной 1400 м. Именно с посещения музейного комплекса Суздальского кремля паломники и начали свое знакомство с святыми местами города.









Первая каменная церковь в Суздале - Успенский собор, построенный Владимиром Мономахом и епископом Ефремом. В качестве материала для строительства использовалась плинфа - обожженный тонкий кирпич.



При князе Всеволоде III Большое гнезде храм вместо одной получает три главы.

В 1445 году верхняя часть собора внезапно обрушилась. Спустя почти век, в 1528, по приказу князя Василия III приступили к восстановлению храма. Разбирать целиком его не стали, а надстроили поверх сохранившегося основания кирпичную кладку. В ходе восстановительных работ собор из трехглавого превращается уже в пятиглавый.

После реконструкции церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Прошло 50 лет, и с собором произошло новое несчастье - пожар. После разграбления поляками в Смутное время Архиепископ Суздальский Серапион по повеления царя Михаила Федоровича восстанавливал собор. Храм менял свой облик и при митрополите Илларионе.

В конце 18 - начале 19 века вокруг храма стали появляться кирпичные пристройки. В 1870 году стены собора были покрашены в красный цвет. Во время проведения реставрационных работ в 60-е годы все поздние пристройки были убраны, а фасаду возвратили изначальный цвет.



Роспись собора не раз обновлялась и дополнялась новыми фресками.









В Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (Притч.9:1-2). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божьего, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» (1Кор. 1:30), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий.

Икона Софии, Премудрости Божией

Царь-фонарь вылит холмогорскими мастерами в начале 17 века. Его вес порядка 160 килограмм. Для того, чтобы нести такой фонарь во время крестного хода, требовалось 8 человек.



Иконостас 17 века




Златые врата 13 века выполнены в технике огненного золочения, пришедшей на Русь из Византии. Рисунок процарапывался иглой на пластине, покрытой черным лаком. Линии рисунка протравливались кислотой и заполнялись амальгамой из золота и ртути. В момент нагревания ртуть испарялась. Изображения на вратах посвящены сюжетам из Нового Завета. Здесь же присутствует картина одного из древнейших русских православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы.

Западные златые врата


Южный вход в собор




Рождественский собор стал усыпальницей князей и высших церковных иерархов Суздаля.



Соборная колокольня с часами с боем (1635 г.)

Среди музейных экспонатов в колокольне хранится Иорданская сень, сделанная по заказу митрополита Иллариона в конце 17 века. Она устанавливалась речку Каменку во время празднования Крещения Господня.







Ильинская церковь построена в 1744 году по приказу митрополита Иллариона

Деревянная Никольская церковь из села Глотово (1766г.) перевезена в Суздаль архитектором Шароновым в 1960 г. Она должна была представлять образец деревянного зодчества в рамках превращения Суздаля в туристический центр.



Музей деревянного зодчества






Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви




Из Суздальского кремля паломники отправились в Спасо-Евфимиев монастырь, основанный князем Борисом Константиновичем в 1352 году.

Изначально монастырь носил название Спасо-Преображенского, а его первым игуменом был Евфимий Суздальский, который впоследствии был причислен к лику святых. Преподобный Евфимий Суздальский родился в Нижнем Новгороде в 1316 году и принял монашеский постриг в Нижегородском Печерском монастыре в честь Вознесения Господня. Князь Борис Константинович обратился к игумену обители Дионисию с просьбой прислать ему инока для строительства нового монастыря. Так Евфимий отправился в Суздаль. По пути на берегу красивого озера недалеко от Гороховца Евфимий положил основание общежительной пустыни и храма в честь Василия Великого. До своего упразднения в 1764 году эта пустынь была приписана к Спасо-Евфимиеву монастырю.

В Суздале святитель Иоанн установил крест на месте будущей обители. Сам князь Борис Константинович собственноручно начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал из камня три камня для своего гроба, дав тем самым обет оставаться до скончания своих земных дней в строящейся обители. По примеру своего духовного наставника Сергия Радонежского, к которому преподобный Евфимий часто приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, он установил в своем монастыре общежительный устав.

Численность братии стремительно росла и еще при жизни Евфимия обитель населяли около трех сотен иноков. Монастырь требовал расширения. По благословению преподобный построил теплый храм с трапезной в честь Иоанна Лествичника. Но вскоре и этого стало недостаточно. Тогда преподобный принялся за строительство третьего храма обители во имя Николая Чудотворца.

В 1364 году по благословению святителя Иоанна преподобный Евфимий основал Покровский женский монастырь в память о спасении князя Андрея Константиновича во время бури на Волге.

В 1501 году в Спасо-Евфимиевом монастыре случился пожар. Чуть больше столетия прошло с кончины преподобного, когда его мощи нетленными были обнаружены при строительстве нового каменного храма во имя Преображения Господня. Когда рабочие копали ров для будущего храма, они наткнулись на гроб, обложенный тремя камнями и досками. В 1511 году при обновлённой после пожара Спасо-Преображенской церкви был устроен придел в память св. Евфимия, куда была помещена рака с его мощами. В 1549 году Евфимий Суздальский был канонизирован.


(фото с сайта: azbuka.ru)

После революции рака с мощами преподобного была изъята и выставлена в качестве экспоната в антирелигиозном отделе музея, потом долгие годы хранилась в музейных архивах. В 1988 году мощи были перемещены Цареконстантиновскую церковь. В 2015 году рака с мощами святого, наконец, вернулась от раскольников в Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря.

Нынешний вид монастыря сложился в 16-17 веках. Нарядный архитектурный облик монастыря во многом обязан крупным пожертвованиям князей, царя Ивана Грозного и знати.

В 1766 году Екатерина II учредила в монастыре тюрьму для «безумствующих колодников», т.е. душевнобольных. В течение многих лет в обители были заключены сектанты, предсказатели, старообрядческие священнослужители. Некоторые старообрядцы во многом благодаря протекции Толстого были впоследствии освобождены.

С 1899 по 1904 гг. настоятелем монастыря был священномученик Серафим (Чичагов), расстрелянный богоборческой властью на Бутовском полигоне. Памяти новомучеников и исповедников российских мотоклуб "Ночные Волки" и Федерация мототуризма России посвятили отдельную паломническую поездку, прочитать о которой можно здесь - "Православная Москва" и "Оптина пустынь. День 3 - Бутовский полигон"

После революции 1917 года в монастыре устроили политизолятор, который с 1935 года был преобразован в тюрьму особого назначения. В частности, здесь содержались митрополит Петр Крутицкий и епископ Александр Боярский.
 

В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных. Одним из заключенных лагеря был фельдмаршал Фридрих Паулюс.

После окончания войны вплоть до 1967 годы в обители организовали воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. С 1968, когда советские власти решили превратить Суздаль в привлекательный туристический центр, монастырь стал музеем.

Спасо-Преображенский собор, построенный над могилой Евфимия Суздальского в 1507 - 1511 гг., является самым ранним каменным сооружением, дошедшем до нас. В 1594 г. к маленькой бесстолпной Спасской церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переобразована в Евфимиевский придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор

В 18 в. стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине 19 в. к нему пристроен придел Сергия Радонежского. На фасадах собора сохранились фрески и росписи 16 в. известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже 16-17 вв., после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.

Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы


Архимандритский корпус и трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 16 веке


Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы

Монастырская звонница состоит из храма Рождества Иоанна Предтечи и галереи звонов. В 1618 году князь Пожарский подарил для звонницы 2 колокола.

Колокольня с церковью Рождества Иоанна Предтечи

Колокола 16 века были переплавлены в 1930-х гг., а 17 нынешних колоколов установлены во время реставрации в 1980-х гг.. Обратите внимание, что циферблат на курантах, восстановленных во время реставрации в 2008 г., написан кириллицей. Похожий циферблат находится и на часах на Соборной колокольне в суздальском кремле.





В монастыре находится родовая усыпальница Пожарских, в которой в 1642 году похоронен и национальный герой России князь Дмитрий Михайлович.

Часовня - усыпальница Д.М. Пожарского

Часовня-усыпальница была утрачена в 18 веке после манифеста Екатерины II о секуляризации монастырских земель. По приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали в строительных целях.

Имя князя вновь вспомнили после Отечественной войны 1812 года. Тогда была создана комиссия по обнаружению останков князя. В 1852 году ученый-историк и археолог граф А.С. Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница была построена в 1885 году.

Прошло около полувека, и фамильный склеп Пожарских вновь было разобран. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Часть плит каррарского мрамора из усыпальницы отправилась в Москву. В 1974 году на месте захоронения князя была поставлена памятная плита с барельефом.

Фрагмент восточного фасада мавзолея Д.М. Пожарского, обнаруженный во время земляных работ в 1969 г.

И только в 2009 году мавзолей был вновь отстроен. Часовня, на освящении которой присутствовал Д.А. Медведев, установлена немного дальше непосредственного места захоронения. А над могилой князя установлен поклонный крест.



Покидая монастырь, паломники помолились у поклонного креста на месте захоронения князя Пожарского





Памятник князю Д.М. Пожарскому у входа в Спасо-Евфимиев монастырь



Церковь Смоленской иконы Божией Матери построена в 1696-1706 гг. и служила летним храмом для жителей слободы Скучилиха. Слобода, в которой проживали ремесленники, принадлежала Спасо-Евфимиеву монастырю. 

Суздаль - милейший городок, приезжая в который как будто попадает в сказку. Буквально каждый холмик, каждый камушек хранит воспоминания от самых первых лет после крещения Руси князем Владимиром и начала распространения веры Христовой. Этот город - будто ожившая иллюстрация Билибина или палехской шкатулки. И все же посещение этого сказочного места вызывает двоякие чувства. С одной стороны, решение о превращении Суздаля в туристический центр в 60-е годы 20 века во многом уберегло святыни от разрушения. И это было, безусловно, большим благом на тот момент для храмов и монастырей. Ведь сколько существует примеров того, как отобранные в богоборческие годы у христиан святые обители подвергались жесточайшему вандализму и практически стирались с лица земли. С другой же стороны, православному человеку хотелось бы видеть в Доме Божьем не билетную кассу и лавку с проспектами, а слышать слова Божественной Литургии...И хочется верить, что когда-нибудь это вновь произойдет.

Из Суздаля колонна паломников отправилась в Кидекшу, где их встретил настоятель храма Бориса и Глеба отец Андрей. Продолжение рассказа о втором дне паломничества - в следующем посте.

Паломнический центр » Наши партнеры » Федерация Мототуризма России » Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 2 - Суздаль