В рамках совместного проекта Паломнического центра Московского Патриархата и Федерации Мототуризма России в августе 2016 года состоялось паломничество на мотоциклах по святым местам Крыма «Русский Афон».

Удивительно соответствующее и ландшафту, и святыням Крыма понятие «Русский Афон» тесно связано с именем выдающегося русского иерарха XIX века – святителя Иннокентия (Борисова). Управляя Херсоно-Таврической епархией, владыка мечтал восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами. «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном», – говорил он.

11 августа в 9 часов утра двадцать мотопаломников из Москвы, Подмосковья, Белгорода, Казани собрались у ворот Севастопольского байк-центра. Из разных уголков православного мира – с Афона, Болгарии, Румынии – везли они иконы угодников Божиих в дар Крымской земле. Свой путь мотоциклисты начали от горы Гасфорта и проехали по маршруту Севастополь – Бахчисарай – Учебное – Феодосия – Ялта – Севастополь. Посетили древние обители – Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, Климентовский мужской монастырь в поселке Инкерман, Успенский мужской монастырь в Бахчисарае, Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь и побывали в Князь-Владимирском соборе Херсонеса, Никольском храме в бухте Камышовая (Севастополь), Иверском и других храмах Феодосии.

Мотопаломники на смотровой площадке у мемориала "Солдат и матрос" в Севастополе

В Камышовой бухте

Каждый год 11 августа в Никольском храме, что в Камышовой бухте Севастополя, празднуется день рождения святителя Николая. Этот праздник пока не очень широко известен в России, поскольку возрожден не так давно, в 2004 году, по благословению Патриарха Алексия II.

Никольский храм еще строится, хотя церковно-приходская община создана здесь в декабре 2000 года. Настоятелем был назначен протоиерей Сергий Федоров, духовник Камышовской сотни севастопольского казачества. Целых три года община добивалась разрешения на выделение земли и строительство церкви. Первый камень в ее основание заложил 25 декабря 2003 года митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

Есть другой Севастополь – город неусыпающей молитвы, не прекращающегося духовного поиска

Мотопаломники присутствовали на праздничном богослужении в храме Николая Чудотворца и участвовали в крестном ходе. Радость праздника была умножена принесением в храм десницы апостола Андрея Первозванного, которую доставили сотрудники одноименного фонда. Святыню встречали всем миром – прихожане, местное духовенство, священнослужители Троице-Сергиевой лавры, многочисленные гости. После окончания праздничного богослужения путешественники подарили приходу образ святителя Николая, привезенный ими из итальянского города Бари.

В привычном понимании Севастополь – это город русской славы, столица Черноморского флота. Но есть другой Севастополь – город неусыпающей молитвы, непрекращающегося духовного поиска. Поездка по святым местам Севастопольского района заняла целый день.

Место крещения князя Владимира

Херсонес – или, как его называли русские летописцы, Корсунь – по праву считают колыбелью Русского Православия. В трех километрах от центра Севастополя лежат руины этого античного греческого города, где в 988 году князь Владимир принял святое крещение, после чего в Киеве крестил всю Русь.

Прямо на парковке паломников встречал помощник благочинного Севастопольского округа – протоиерей Стефан Сломчинский. Он провел многочасовую экскурсию по древнему Херсонесу и воссозданному Владимирскому собору. Первый храм был возведен в византийском стиле по проекту академика архитектуры Давида Гримма. Его строительство длилось 15 лет и завершилось в 1876 году. Храм высотой в 36 метров был одним из самых больших в стране – он вмещал до тысячи верующих. Во время Великой Отечественной войны собор был частично разрушен. Работы по его восстановлению начались лишь в конце 1990-х годов. Освящение главного алтаря состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю здесь совершили Пасхальное богослужение.

Паломники преподнесли в дар храму образ преподобного Иоанна Рыльского, привезенный из Болгарии. Отец Стефан в ответ подарил икону святого князя Владимира, Крестителя Руси.

Далее мотоциклисты отправились на север Севастополя, где посетили братское кладбище героев первой обороны города 1854–1855 годов. Под каждой плитой здесь похоронены несколько сот человек. Венчает могильный холм величественный Никольский храм в виде усеченной пирамиды. На его стенах – и внутри, и снаружи – увековечены имена погибших героев и названия воинских частей, в которых они служили.

Под колокольный звон паломников встретил настоятель храма протоиерей Георгий Поляков. Ему вручили икону великомученика Димитрия Солунского, привезенную из Салоник. Отец Георгий поместил ее на аналое в середине храма. Перед отъездом гости поклонились святыням храма, приложились к иконам с частицами мощей.

Храм-пирамида во имя Николая Чудотворца на мемориальном кладбище Севастополя

Инкерман

Следующим пунктом паломнического маршрута стал Инкерман – древнее поселение в глубине Севастопольской бухты. От старой крепости остались лишь руины башни, напоминающие о былом величии средневековой культуры. Главной целью путешественников был Инкерманский Климентовский мужской монастырь – самая древняя и большая пещерная обитель на Крымском полуострове. Церковное предание связывает основание монастыря с именем ученика и сподвижника апостола Петра священномученика Климента – римского епископа, сосланного императором Трояном в местные каменоломни. Здесь, в Монастырской скале, образовалось множество катакомб и пещер, в которых святой Климент в I веке собрал христианскую общину из сосланных римлян, уверовавших в Спасителя. Пещеры служили первым монахам жильем, в них устраивали храмы, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Настоящий расцвет монастыря наступил в XIX веке, когда святитель Иннокентий Херсонский возродил его как одну из обителей «Крымского Афона».

В советское время обитель была закрыта. Ее восстановление началось в 1991 году. Сегодня в Инкерманском монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных – Свято-Троицкий и Пантелеимоновский.

Главная святыня монастыря, частица мощей священномученика Климента, находится в храме Святой Троицы. В обители хранятся также частицы мощей великомученика Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона и многих других угодников Божиих. Путешественники посетили пещеры и поклонились святыням.

Мыс Фиолент

Под знойным крымским солнцем караван мотопаломников продолжил свой путь на этот раз к Георгиевскому монастырю, расположенному в окрестностях мыса Фиолент на высоте более 100 метров над уровнем моря. По древнему преданию, недалеко от этого места в IX веке потерпели кораблекрушение греческие купцы. Гибнущим христианам явился святой Георгий Победоносец и указал место спасения. После этого ветер утих, мореплаватели высадились на берег и здесь обрели икону великомученика. Они устроили на берегу пещерную церковь, поставили в ней явленный образ, а самые набожные из греков остались в этих краях жить. Со временем здесь образовался монастырь.

Судьба обители была непростой: одно время она сияла величием, но в годы Крымской войны здесь квартировали оккупационные войска, позже она была разрушена безбожниками, а в советское время в монастыре располагалась воинская часть. Наконец, в 1990-е годы здесь восстановилась монашеская жизнь.

Паломникам предстала возрожденная обитель. Настоятель игумен Венедикт радушно принял странников. Они передали в дар монастырю образ великомученика Георгия из Афонской обители Ксенофонт, тем самым связывая два Афона – Святогорский и Крымский.

Игумен Георгиевского монастыря иеромонах Венедикт (Токарь) встречает гостей

Бахчисарай

Центральным моментом паломничества мотоциклистов сталопосещение Успенского Бахчисарайского монастыря, где пребывает чудотворная икона Пресвятой Богородицы Мариампольская. Этот пещерный монастырь занимает все ущелье Чуфут Кале, или Мариамполь, как называют старинный песчаный город. Самым древним и главным храмом является пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы, где и хранится чудотворная икона. Она находится в небольшой пещерке внутри церкви за решетчатой дверью, которая закрывается на ключ. Не каждому удается увидеть эту дверь открытой. Мотопаломникам посчастливилось приложиться к святому образу – дверь была не заперта.

Путешественники подарили монастырю икону святого Родиона, доставленную из Румынии.

В тот же день мотоциклисты посетили Топловский Параскевиевский женский монастырь, где поклонились святыням и окунулись в источники. В дар монастырю паломники привезли из Греции икону преподобного Ефрема Сирина, ее передала монахиня Макрина из монастыря святого Ефрема в Кандратиотисе. Ответным подарком стали две иконы – преподобномученицы Параскевы и новопрославленной местночтимой святой Параскевы (Радимцевой), мощи которой почивают в Топловском монастыре.

В конце пути паломники посетили город Феодосию, где осмотрели несколько пока закрытых храмов и один действующий – в честь Иверской иконы Божией Матери. Настоятелю храма и благочинному Феодосии иерею Антонию Репину они передали образ святой Филофеи из румынского монастыря, названного именем этой святой, и получили в дар список Иверской иконы Божией Матери.

На этом паломнический маршрут «Русский Афон», посвященный 1000-летию русского присутствия на Афоне и совершенный во славу создателя Русского Афона святителя Иннокентия Херсонского, был завершен.

Иеромонах Гурий (Гусев)

Опубликовано в журнале "Православный паломник" №10-11 2016 год

Дата: 17.03.2017 10:51
Паломнический центр » Наши партнеры » Мотопаломничество » Таврические встречи
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84