Святитель Серафим - духовный пастырь двух братских народов

Паломнический центр » Паломнические туры » Болгария
 

 

Архиепископ Серафим Соболев

Храм свт. Николая в Софии

Интерьер Никольского собора в Софии

Воронежская духовная семинария

Оптинский старец Аарон (в центре)

Владыка Серафим с духовными чадами

Владыка Серафим за работой

Икона свт. Серафима

 

Русский архиепископ святитель Серафим (Соболев) очень почитаем в Болгарии. Никольский храм, где много лет служил владыка, остается одним из самых посещаемых в Софии. Архиепископ Серафим был не только добрым пастырем для своих духовных чад, но и выдающимся церковным деятелем первой половины ХХ века. Сила его молитвы и по сей день творит чудеса.

Как же будущий святитель попал в Болгарию? Николай Соболев родился в Рязани в небогатой мещанской семье. В родном городе закончил Духовную семинарию, а затем продолжил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии. В этот период жизни он не раз встречался с Иоанном Кронштадтским, который оказал большое влияние на его духовное становление. Николай Соболев задумался о монашестве.

Однако молодого человека одолевали сомнения: по плечу ли ему монашеский подвиг? С этими мыслями он молился перед иконой Серафима Саровского. В надежде получить ответ от батюшки Серафима Николай Соболев наугад открыл его жизнеописание – и как раз на той странице, где Саровский чудотворец благословлял на монашество послушника Глинской пустыни, который впоследствии стал настоятелем одного из астраханских монастырей.

Отрывок из жизнеописания заканчивался словами: «Ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей». Николай Соболев воспринял их как благословение батюшки Серафима. Сомнений больше не было, и в феврале 1908 года студент четвертого курса Николай Соболев был пострижен в монахи. По Божьему промыслу – с именем Серафим.

Духовную Академию молодой монах закончил в числе лучших ее учеников. В 1912 году он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии, у которой была репутация «наибезнадежнейшей и бунтарской». Её воспитанники не признавали никаких авторитетов и даже совершили покушение на прежнего ректора и инспектора семинарии.

Вместо того, чтобы строго наказать бунтовщиков, отец Серафим выразил желание побеседовать с каждым из них. Это дало свои плоды. Проблем с дисциплиной больше не было, и уже через три года «наибезнадежнейшая» семинария была признана одной из лучших в России.

В те годы отец Серафим часто посещал Оптину пустынь. Советы старцев всегда помогали ему принимать правильное решение. А во время октябрьского переворота, когда в одночасье рухнула привычная и мирная жизнь, такая духовная опора была и вовсе бесценной.

В 1918 году большевики захватили Воронеж, духовенство города подверглось жесточайшему гонению и невиданному террору. Отец Серафим вступил в неравную борьбу с властями, протестуя против закрытия семинарии. Исход этой борьбы был предрешен заранее, но в 1919 году у отца Серафима появилась возможность покинуть Воронеж вместе с армией Деникина, которая ненадолго овладела городом. Отец Серафим обратился за советом к оптинскому старцу Аарону. «Не беспокойся, - сказал тот, - ты попадешь в хорошую сторонушку».

Буквально последним поездом, в вагоне с углем, отец Серафим выехал из города. Дальнейший его путь лежал в Крым. В мае 1920 года в Симферополе он возглавил Таврическую духовную семинарию, а на праздник Покрова Пресвятой Богородицы был рукоположен в епископа Лубенского. Но красные наступали, и в ноябре владыке пришлось спешно отбыть в Константинополь.

Жизнь среди мусульман тяготила русского епископа, и он с радостью принял новое назначение. В 1921 году владыка стал настоятелем храма Николая Чудотворца в Софии и управляющим русскими православными приходами в Болгарии. Так он оказался в «хорошей сторонушке». Пророчество старца сбылось.

Все годы пребывания в Болгарии сначала епископ, а затем и архиепископ, Серафим оставался патриотом своей страны. При Никольском храме было создано православное братство для помощи нетрудоспособным и малоимущим русским эмигрантам. Во время Второй Мировой войны владыка не благословлял своих духовных чад вступать в какие-либо воинские соединения, воевавшие против России. И не служил молебнов о победе Германии, хотя формально Болгария была её союзницей. После войны владыка Серафим даже принял советское гражданство, поскольку видел, что в годы страшных испытаний правительство Советов изменило свое отношение к Церкви.

За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал в чистоте хранить православную веру. Выступал против модного в те годы экуменизма и модернизма, предупреждал об опасности раскола. Его проповеди о любви и всепрощении стали настоящим откровением для тысяч верующих.

В 1945 году архиепископ Серафим воссоединился с Церковью в Отечестве. По его личной просьбе семь русских приходов в Болгарии были приняты под юрисдикцию Русской Православной Церкви.

Болгарское духовенство ценило монашескую строгость архиепископа Серафима и направляло в Никольский храм молодых болгарских диаконов для приобретения навыков богослужения. По свидетельству духовных чад, молитва для владыки была необходима, как и дыхание. Одна из прихожанок Никольского храма свидетельствовала: «Когда владыка входил в алтарь, то он всех собирал и поднимал к Богу».

Сила его молитвы была известна многим. После бесед с пастырем люди уходили из храма окрыленные. Отступали тяжелые болезни, разрешались, казалось бы, неразрешимые проблемы. Владыку считали прозорливым. Часто во время исповеди он напоминал о забытых грехах и отвечал на невысказанный человеком вопрос.

Архипастырь заранее предсказал свое скорое отшествие. Это случилось 26 февраля 1950 года – в день Торжества Православия. Почитание владыки началось сразу же после его кончины. В утешение своим духовным чадам он ещё при жизни советовал писать ему «письма». В храме рядом с гробницей архиепископа стоит деревянный ящик, куда верующие опускают записки с просьбой о молитвенной помощи владыки. И она приходит. Свидетельства таких чудес вот уже более пятидесяти лет собирают прихожане Никольского храма. Многие из них опубликованы.

…Этот удивительный человек, который никогда не делал различия между русскими и болгарскими прихожанами, вошел в историю двух Церквей – Русской и Болгарской как Серафим Софийский Чудотворец. Его жизнь и служение стали лучшим примером любви во Христе, которая не зная национальных границ, простирается над обоими братскими народами.

Дата: 08.11.2017 10:35

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Паломнические туры » Болгария » Святитель Серафим - духовный пастырь двух братских народов
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84