Русская игумения болгарской обители

Паломнический центр » Статьи » Святые места
 

Схиигуменья Мария Дохторова

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит

Все кто хочет жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы

Дух ясно говорит что в последние времена некоторые отступят от Веры

Монастырское кладбише

Архиепископ Гавриил (Динев)

Схиигумению Марию (в миру Лидию Николаевну Дохторову) современники называли «живой святой». Благодаря высокой духовной жизни и подвигам аскетизма она стала известна как великая подвижница ХХ века. В 1954 году Божий промысл привел матушку Марию в Болгарию. Именно эта христианская страна стала её второй родиной. «Для русских, - говорила матушка, - Болгария после России – самая родная по духу».

А ей было с чем сравнить. Первую половину своей жизни горячая поборница христианской веры провела в странствиях. И где бы она ни находилась, повсюду с ней происходили удивительные вещи, которые явно свидетельствовали о незримом присутствии Господа в ее жизни.

…Лидия родилась в Киеве в 1896 году в благочестивой дворянской семье. Ещё в детстве у неё обнаружились незаурядные способности к учебе, спорту, музыке. Ей пророчили блестящее будущее, но она рано потеряла интерес к миру и начала готовить себя к духовной жизни. Сначала отказалась от мяса, затем от сладкого и, наконец, от вареной пищи. Сидя с родителями за столом, уставленным разнообразными яствами, она ни к чему не притрагивалась, кроме сырой моркови и капусты.

Когда пришло время поступать в институт, Лидия отправилась в Москву и была принята на историко-филологический факультет МГУ. Однако закончить образование помешала революция. Лидия вернулась в Киев. Родители хотели, чтобы она продолжила учебу в Риме и пережила там трудные времена. Девушка была на распутье. Решение пришло в канун Рождества 1918 года, после всенощной службы. Лидия твердо решила покинуть страну, в которой правила безбожная власть. Но не для того, чтобы постигать науки, а для того, чтобы послужить Богу. Вот только где? Как? Лидия всецело положилась на Господа.

В Одессе без билета и без визы она села на пароход «Афон», отбывающий в Салоники. На неё в тот момент никто даже внимания не обратил: на корабле был переполох – среди пассажиров обнаружили большевичку. Всё путешествие Лидия горячо про себя молилась: «Господи, Тебе всё возможно. Помоги!» И удивлялась, как быстро Господь откликался на её молитвы. Каждый раз, когда к ней подходили с проверкой билетов, происходило нечто из ряда вон выходящее, что отвлекало проверяющих. Так и добралась Лидия до Греции.

В Афинах молодой девушке надо было получить визу для выезда в Рим, но в её паспорте, который она сдала в русское консульство, не было нужных отметок. Скорее всего, Лидию ждал отказ. Но вновь случилось невероятное - секретарь консульства украл все документы и сбежал с ними в Америку. Лидии выдали новый, оформленный по всем правилам паспорт, открывающий ей путь в Европу.

В тот период жизни молодая девушка, посещая крупнейшие музеи Италии и Франции, решила себя испытать. А не перевесит ли ее интерес к искусству, которое она профессионально изучала, любви к Церкви Христовой? Но оказалось, что радость от общения с Богом неизмеримо выше. Схиигумения Мария вспоминала: « В церкви я получала просвещение, радость неизреченную. Чистые святые чувства и мысли влекли меня в духовный мир. Господь открывался мне в это время как Дух Истины». Тогда же у молодой странницы появилась привычка оставаться одной и подолгу молиться Господу.

Вставая утром, Лидия не знала, где преклонит главу вечером. Шла по дорогам от одного православного храма к другому, не имея за душой ни копейки, при этом точно зная, что Господь не оставит. Лишь эта горячая вера и спасала её. Однажды в Париже эмигрант из России передал Лидии деньги со словами: «Мне было от Бога внушение, что я должен Вам помочь».

В другой раз в Ницце у дверей роскошной виллы ее встретил незнакомый человек: «Милости просим! Мы давно вас ждём». Оказалось, что на вилле живет русская православная женщина, которая некоторое время назад тяжело заболела. В отчаянии она обратилась к Богу. И, вскоре задремав, услышала голос, который сказал, что ей поможет молодая странница. Было точно указано, как это странница выглядит и во что одета.

В течение сорока дней Лидия молилась о болящей, и той стало легче. А когда женщина исповедовалась и причастилась, болезнь окончательно отступила. Из разговора выяснилось, что муж больной шестнадцать лет запрещал своей жене ходить в церковь и причащаться. Лидия нашла возможность поговорить с несговорчивым мужем, и тот изменил своё решение.

Там же, в Ницце, после исповеди немолодой уже батюшка благословил Лидию на монашество: «Раба Божия! Твоё место в монастыре!» Этого жаждала и душа странницы. С тех пор Лидия стала еще требовательнее относиться к себе: усилила молитву и пост, перейдя буквально на хлеб и воду. В Черногории, став послушницей Острожского монастыря, она поселилась в маленькой пещере на горе, где в уединении, в близком «соседстве» с волками, прожила несколько холодных месяцев, согреваясь лишь сухими листьями.

По мере того, как укреплялся дух молитвенницы, все более аскетичной становилась её жизнь. В монастыре Жабка (Бессарабия) она ходила зимой без теплой одежды, босая, разбивая ноги в кровь. Её послушанием было носить воду. Когда, освободившись, послушница приходила в свою холодную келию на молитву, её мокрый подрясник становился ледяным. «Я стояла на коленях, как на льду», - вспоминала позже матушка. И всё это для того, чтобы умилостивить Бога. Лидия считала себя великой грешницей и неустанно творила Иисусову молитву. Она говорила, что её сердце и во сне молится.

В 1925 году, после шести лет странствий, подвижница оказалась в Сербии, где приняла постриг в малую схиму с именем Диодора. Здесь матушка прожила двадцать пять лет, восстановила семь монастырей. В последние годы пребывания на сербской земле управляла тремя обителями, в которых установила строгий устав по образцу Кирилло-Белозерского монастыря.

В начале 50-х годов, в период разрыва отношений между СССР и Югославией, матушку поставили перед сложным выбором: либо отказаться от советского гражданства (она приняла его в 1946 году), либо покинуть страну. Русская по духу и происхождению, она выбрала последнее и с шестнадцатью сестрами отправилась в Албанию.

Однако жизнь в неправославной стране оказалась для матушки невыносимой, и она решила проситься в Болгарию. В 1954 году по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I болгарское правительство приняло русских монахинь и предоставило им возможность выбрать любой монастырь. Матушке понравился полуразрушенный скит Святой Петки (Параскевы Пятницы) недалеко от Софии. Она сразу же начала восстанавливать монастырь и строить новый храм. Работа продвигалась быстро - предстоятели Болгарской Церкви во всем поддерживали матушку. В это же время она познакомилась с епископом Левкийским Парфением, который стал её духовным отцом.

Возглавив монастырь, игумения собрала вокруг себя большую русскую общину, однако никогда не делала различия между русскими и болгарами. С ней больше сближался тот, кто был ближе к Богу. Матушка несла огромную ответственность за своих духовных чад. Если они совершали тяжкие проступки, она сурово наказывала… саму себя, оставаясь на несколько дней без еды и воды.

Подвижница обладала даром прозорливости и чудотворной молитвы, помогая всем, кто к ней обращался. Спала матушка очень мало – она раньше всех вставала и последней уходила в свою келию. При огромной загруженности игумения старалась лично приготовить еду для рабочих и гостей монастыря. Смиренно подавала к столу. Все, кто знал матушку, говорили, что она любит той возвышенной любовью, которая « …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8).

В последние полтора года жизни у матушки обострились хронические заболевания. Она испытывала сильнейшую боль в суставах, но душа ее радовалась о Господе. Подвижница достигла того духовного возраста, когда состояние тела не влияет на состояние души. В конце жизни матушка приняла великую схиму с именем Мария. Представилась схиигумения вскоре после Пасхи 1978 года.

Митополит Ловичский Гавриил (Динев), который долгие годы являлся духовным сыном матушки Марии и оставался с ней до последней минуты ее жизни, однажды сказал: «Народ, способный рождать таких церковных чад, - это народ великий и необычайно богатый. Такой народ будет храним Богом до скончания века».

…Память о схиигумении Марии хранят ее духовные чада и насельницы Клискурского монастыря Святой Петки, который с такой любовью обустраивала матушка. Сейчас это одна из самых известных и красивых обителей Болгарии, где непременно стоит побывать, чтобы приложиться к святыням и помолиться у могилы матушки. Великая подвижница и после своей кончины помогает тем, кто с сокрушенным сердцем обращается к ней за помощью.

 

Дата: 20.12.2017 10:14

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Русская игумения болгарской обители
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.