В монастыре святой Екатерины сосредоточены величайшие святыни христианства и уникальные артефакты. Многие из них – «родом из России»

В монастыре святой Екатерины сосредоточены величайшие святыни христианства и
уникальные артефакты. Многие из них – «родом из России».

Охранный фирман, котором пропрок Мухаммед под страхом проклятия запрещает нарушать покой синайской обители и называет врагов монастыря своими личными врагами

Охранный фирман, котором пропрок Мухаммед под страхом проклятия запрещает нарушать покой синайской обители и называет врагов монастыря своими личными врагами

Икона "Благовещение". XII век

Икона «Благовещение». XIIвекИкона "Иисус-Пантакратор". VI век

Икона «Иисус-Пантакратор». VI век

Икона "Моисей перед Неопалимой Купиной". ХIII век

Икона "Моисей перед Неопалимой Купиной".
ХIII век

Икона "Моисей, получающий Скрижали Завета" ХIII века

Икона "Моисей, получающий Скрижали Завета" ХIII века

Часовня Неопалимой Купины

Часовня Неопалимой Купины

Хранитель монастырской библиотеки и реставратор древних рукописей отец Джастин

Хранитель монастырской библиотеки и реставратор древних рукописей отец Джастин

После чистки серебряные светильники засияют еще ярче

После чистки серебряные светильники засияют еще ярче

Мечеть на территории монастыря никогда не была действующей. В наши дни столь тесное соседство колокольни и мечети воспринимается как символ мирного сосуществования двух мировых религий

 

 

В монастыре святой Екатерины, удаленном от цивилизации на многие сотни километров, сосредоточены величайшие святыни христианства и уникальные артефакты. Многие из них – «родом из России»

Под защитой бедуинов

Никогда за всю свою историю, насчитывающую почти семнадцать веков, это святое место не подвергалось разрушению и осквернению. Монастырь, основанный, по преданию, святой царицей Еленой в 330 году, начинался с небольшой церкви и башни, где в случае набега воинственных племен могли укрыться несколько монахов, поселившихся в Синайской пустыне рядом с Неопалимой купиной. В середине VI века император Юстиниан приказал возвести вокруг монастыря мощные крепостные стены высотой до двадцати метров и прислал двести семей бедуинского племени джабалия для охраны обители.

Когда-то джабалия были христианами, но во времена исламизации Синая изменили вере предков, а вот охрану монастыря и по сей день считают своим священным долгом. Несколько лет назад, во время арабской революции, когда на дорогах, ведущих к обители, исчезли полицейские кордоны, бедуины взяли в руки оружие и вышли защищать монастырь. Об этих преданных людях монахи говорят так: «Мы отличаемся верой, культурой – всеми теми вещами, различия в которых обычно приводят к конфликту. Но вместо конфликта у нас гармония, уважение и мир».

…и фирмана Мухаммеда

Жить относительно спокойно в окружении мусульман помогает и охранная грамота, по преданию, продиктованная пророком Мухаммедом и скрепленная оттиском его ладони. Она не только гарантирует монастырю неприкосновенность, но и обязывает мусульман оказывать монахам всяческую помощь в пути, делиться урожаем, а также освобождает монастырь от налогов.

Как отмечают исследователи, этот единственный в своем роде документ на протяжении всех последующих лет был «по своей веротерпимости предметом удивления магометан». Однако под угрозой проклятия нарушить запрет пророка никто не решался. На это посягнул только халиф Хаким, который прославился своей жестокостью по отношению к христианам.

Святость этого места, сохранившего память о Богоявлении, признается всеми мировыми религиями

В 1000 году он направил свою армию в Синайскую пустыню, намереваясь уничтожить монастырь. Узнав об этом, монахи срочно перестроили одну из башен, превратив ее в мечеть. Хаким был не готов к такому повороту событий. Постояв в нерешительности у стен монастыря, он приказал отступать: место, где стоит мечеть, священно для мусульманина.

Спустя пятьсот лет турки захватили Египет, и над Синайской обителью вновь нависла опасность. Монахи предъявили завоевателям фирман Мухаммеда. Подтвердив монастырю его исключительные льготы, турецкий султан Селим I увез охранную грамоту в Стамбул. С тех пор в монастырском музее хранится ее точная копия.

«Живой» музей

Чтобы не подвергать опасности святыни и не искушать людей, монастырские традиции предписывают держать все самое ценное в ризнице, куда обычно не пускают посторонних. Но монахи Синайской обители рассудили иначе: своим несметным богатством, и прежде всего духовным, они обязаны поделиться с людьми.

В 2002 году в монастыре было создано особое пространство, которое можно назвать живым музеем. В герметичные витрины, где поддерживается оптимальная температура и влажность, поместили наиболее значимые монастырские ценности. Они хоть и выставлены на всеобщее обозрение, но, строго говоря, музейными экспонатами не являются. И Евангелие в драгоценном окладе, и украшенная жемчугами митра, и золотая церковная утварь время от времени используются по своему прямому назначению – на особо торжественных богослужениях.

В музее девять залов. В одном из них выставлены церковные облачения, другой зал посвящен святой великомученице Екатерине. Обширную экспозицию составляют подарки русских царей и уникальные древние рукописи. Но главное сокровище монастыря – иконы.

Свет внутри иконы

Благодаря большой удаленности от центров христианства Синайскую обитель не затронуло иконоборчество. Здесь сохранилось свыше двух тысяч уникальных икон, по которым можно проследить развитие иконописи с древнейших времен до наших дней.

Наиболее ценной считается знаменитая икона VI века «Христос Пантократор», которую император Юстиниан по завершении строительства преподнес в дар обители. Таких энкаустических икон в мире осталось буквально наперечет. При создании красок древние мастера использовали расплавленный воск, благодаря чему икона буквально светилась изнутри. Но в последующие годы оригинальная техника энкаустики была утрачена.

Образ «Христа Пантократора» очень необычен – лик Спасителя асимметричен, и это заставляет вглядываться в него снова и снова. Каков был замысел иконописца? Ответ на этот вопрос найден давно: таким приемом удалось показать две ипостаси Иисуса Христа – Бога и Человека.

Правая рука Господа благословляет верующих, а Евангелие в Его левой руке символизирует власть над Вселенной. Именно этот образ Христа стал наиболее распространенным в росписи подкупольного пространства древних византийских храмов. Эта традиция сохраняется и в наши дни.

На своих местах

Большинство древних икон относится к византийской эпохе. Некоторые из них написаны в самом монастыре, другие преподнесены в дар благочестивыми паломниками и правителями. Лишь небольшая их часть хранится в музее, остальные можно увидеть на своих привычных местах – в храме Преображения и в шестнадцати монастырских часовнях.

Знаменитые иконы ХIII века «Моисей у Неопалимой купины» и «Моисей, получающий скрижали» и по сей день украшают входы в часовню Неопалимой купины, напоминая о величайшем событии в истории человечества – Богоявлении. Здесь же можно помолиться у древней иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» и почувствовать огромную духовную радость, исходящую от иконы «Благовещение».

Почти в каждой монастырской часовне есть своя святыня, которую искусствоведы без всяких натяжек называют шедевром иконописи. Это «Господь Вседержитель», «Вознесение», «Стефан Первомученик», Иверская икона Богоматери, образ Богородицы «Живоносный источник» и многие другие. В самой же базилике Преображения обращает на себя внимание храмовая икона святой великомученицы Екатерины, образ Божией Матери «Казанская» над Царскими вратами и, конечно же, двенадцать икон – месячных миней, размещенных на двенадцати столпах храма.

Вместе с тем атмосфера монастыря далека от музейной – в его стенах никогда не прерывалась молитва и в течение семнадцати столетий ежедневно совершается Литургия. Эта намоленность освящает собой не только сам монастырь, но и все пространство вокруг него. Много ли еще таких мест на земле?

Дары России

Первые сведения о святом месте дошли до русских земель вскоре после Крещения Руси. Уже в 1001 году князь Владимир отправляет в Египет первых послов с дарами. А с ХIV века помощь обители от русских князей становится постоянной – даже несмотря на то, что Русь тогда была практически разорена междоусобными бранями и непомерной данью татаро-монгольским ханам.

Исторические документы детально свидетельствуют о размерах этой помощи. Так, в 1558 году царь Иван Грозный отправил монастырю милостыню на тысячу золотых, а несколькими годами раньше на шестьсот – «соболями, белками, лисицами, а также рыбьим зубом». Его сын, Федор Иванович, послал в 1586 году на Синай восемьсот рублей для устройства «неугасимого кадила» у Неопалимой купины и над мощами святой Екатерины.

После Смутного времени помощь со стороны России становится еще более ощутимой. Царь Михаил Федорович – первый из рода Романовых – дарит обители митру с драгоценными камнями. Царь Алексей Михайлович жалует позолоченный складень с изображением Пресвятой Богородицы и Богомладенца (сейчас эта святыня хранится в алтаре храма Преображения, слева от Горнего места).

Во второй половине ХVII века в Синайскую обитель была отправлена дорогая серебряная рака с позолотой для мощей святой Екатерины. Известный путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший в 1782 году монастырь, отмечал в своих записках, что «серебряной кивот тот сотвори Царевна Екатерина Алексеевна, сестра государя императора Петра I». Сам же император пожаловал монастырю большое серебряное паникадило.

Не только цари и бояре, но и простые люди считали своим христианским долгом заботиться о далеком монастыре. Трудно перечислить все русские дары, хранящиеся в обители, и лишь некоторые из них можно увидеть в витринах музея.

Синайский кодекс

Характерно, что именно наши соотечественники первыми стали изучать богатейшее культурно-историческое наследие монастыря. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский) приезжал на Синай дважды – в 1845 и в 1850 годах. В первую очередь его интересовало собрание богослужебных рукописей. Среди старинных фолиантов русскому богослову удалось найти настоящее сокровище – Псалтырь 862 года, которая теперь известна как «Синайская псалтырь», или «Псалтырь Успенского».

Он изучил знаменитый Синайский кодекс – рукописную Библию IV века, которая была написана на тончайшем пергаменте и первоначально состояла из девяноста двух непереплетенных тетрадей. Однако первые тридцать шесть пропали, и слухи о них ходили разные. О.Порфирий тогда записал: «… как я слышал, закладены в каМечеть на территории монастыря никогда не была действующей. В наши дни столь тесное соседство колокольни и мечети воспринимается как символ мирного сосуществования двух мировых религий

Эти сведения подтвердились спустя сто с лишним лет. В 1975 году, перестраивая здание после пожара, монахи обнаружили потайную комнату, в которой было спрятано полторы тысячи манускриптов и старопечатных книг. Среди них нашлись и недостающие страницы Синайского кодекса.

Но это далеко не вся история многострадальной рукописи. Большая ее часть, изученная архимандритом Порфирием, была выкуплена Александром II за девять тысяч рублей. На эти деньги монахи в 1871 году пристроили к храму Преображения ажурную колокольню. В России уникальный документ, к сожалению, находился недолго. В 1933 году по личному распоряжению Сталина Синайский кодекс был продан Англии.

Вторая после Ватикана

Всего в монастырской библиотеке хранится свыше 3300 богослужебных рукописей, в основном – на греческом, арабском, сирийском, грузинском, эфиопском и славянском языках. Эта коллекция по своему историческому значению уступает лишь собранию древних фолиантов, хранящихся в Ватикане.кой-то монастырской стене».

Люди из племени Джабалия защиту монастыря считают своим долгом

Вслед за о. Порфирием (Успенским) архимандрит Антонин (Капустин) в 1860-х годах предпринял попытку описать и систематизировать эти рукописи. Однако работа над каталогом так и не была завершена.

Многие рукописи до сих пор ждут своих вдумчивых исследователей, а потому не исключены новые находки и открытия в стенах Синайской обители.

Людмила Дианова, фото Даниила Африна

 

 

Дата: 15.01.2018 18:08

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Сокровища Синая
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.