Болгария - наследница церковного пения Византии

Паломнический центр » Статьи » Место
 

 

 

Преподобный Иоанн Кукузель Ангелогласный

Миниатюра "Прп. Иоанн Кукузель при дворе императора"

Святая Гора Афон

Преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель

Чудотворная икона Божией Матери "Кукузелисса"

Храм в честь иконы Божие Матери "Кукузелисса"

Прп. Иоанн Кукузель. Миниатюра из рукописи. XV в.

Икона Прп. Иоанна Кукузеля в Лавре Святого Афанасия

"Колесо" - схема Прп. Иоанна Кукузеля, иллюстрирующая относительные положения гласов в системе разделенных тетрахордов (четырёхструнных музыкальных инструментов) 

 

"Древо" - диаграмма Прп. Иоанна Кукузеля, демонстрирующая византийскую звукорядную и гласовую систему.

Неофит Рильский — болгарский монах, художник, педагог, языковед, один из главных просветителей и деятелей освободительного движения первой половины XIX века.

Клирос Болгарской Православной Церкви

Могила основателя школы церковного пения Неофита Рильского

Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский Неофит

Камерный ансамбль "Иоанн Кукузель-Ангелогласный"

 

 

С самых первых веков жизни Православной Соборной Церкви и по сей день каждая служба любого православного храма облечена в церковную музыку. Духовное песнопение - это, прежде всего, необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом не только словами, но и при посредстве мелодии. Первыми песнопевцами в истории Православной Церкви были древние Святые Отцы. Просвещенные Благодатью Божией, они понимали всю силу музыки и все очарование, которое производит она на душу человека. Подвизаясь в этом пастырском служении, первые песнопевцы были также сочинителями слов песнопений. Благодаря непрерывающимся певческим трудам многих святых отцов и подвижников зародилось Византийское пение - древняя церковная музыка, проходящая в своем естественном развитии движении сквозь века, с уважением относящаяся к своему наследию.

Святые Отцы, будучи глубокими знатоками человеческой природы, не оставили без внимания потребность человеческой души, её творческие возможности, и открыли путь к полноценному музыкальному самовыражению молящейся Церкви. Так благодаря необычайным певческим способностям Преподобного Иоанна Кукузеля хранимая Богом Болгария прикоснулась к живому Преданию Церкви и переняла Её древнюю непрерывающуюся певческую традицию.

Будущий создатель церковного бельканто (резонансная техника пения)родился в 1280 году на западной окраине Византийского царства (территория Болгарии). Музыкальное образование он получил в Константинополе. Уже с ранних лет современники восхищались его необычайными певческими способностями. Именно за свой голос он получил еще одно имя — Ангелогласный.

За свои дарования Святой Иоанн Кукузель приобрел расположение императора Иоанна Комнена (1118 - 1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Не желая оставаться среди довольств и роскоши, юный Иоанн все больше стремился к уединению. Волею Божией, встретившись с афонским старцем - игуменом, прибывшим в Константинополь по монастырским делам, Иоанн открыл ему свое намерение и, по его благословению, вместе с ним ушел на Святую Гору. Там его приняли, постригли в монашество и поручили ему пасти монастырское стадо. С великой благодарностью святой исполнял послушание, никому не рассказывая о своем таланте.

Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных были и на Афонской горе, но не нашли его здесь, так как и сами лаврские иноки не знали, кто у них скрывается под званием пастуха. 

Но один случай открыл тайну Кукузеля. Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн запел одну церковную песнь. Даровитый певец, надеявшийся, что никого нет вблизи, с великим воодушевлением и искусством славил Господа. Но около того места подвизался один старец. Услышав чудное пение, он вышел из пещеры, и глазам его представилась дивная картина. Пастух пел свой гимн, а неразумные животные стояли вокруг певца и смотрели на него. Старец поведал обо всем игумену. Настоятель призвал себе пастуха и спросил у него, не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и со слезами просил у него прощения, говоря: 

- Я грешный и недостойный раб твоей святыни; но молю тебя, оставь меня при этом послушании, которое дал ты мне сначала, и не допусти, чтобы царь взял меня отсюда силой.

Игумен, видя искреннее и горячее желание инока посвятить себя на служение одному Богу, внял просьбе Кукузеля. Он нарочно отправился в Царьград и умолял царя оставить Иоанна в обители. Когда царь выслушал дивную повесть игумена об Иоанне, он прослезился и воскликнул: 

- Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна. Но спасение души дороже всего: пусть остается в иночестве; пусть молится о моем спасении и о царстве моем. 

Кукузель остался в лавре, но уже не в звании пастуха; он назначен был певцом на клиросе. Жаждавшая уединения душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив настоятельское благословение, Кукузель в уединении предался подвигу безмолвия.
Вскоре Иоанну было дано чудесное видение Небесной Владычицы. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала: - Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь мне, и Я за это не оставлю тебя!
При этих словах Она передала Иоанну золотую монету. Пробудившийся инок с удивлением обрел у себя в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь и много чудес совершилось через неё. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь матери Божией.

Ангелогласный Святой оказался еще и величайшим композитором. Именно на годы его жизни пришелся расцвет так называемого калофонического пения. Калофония значит "благозвучие" (в отличие от какофонии). Этот стиль считается вершиной греческого певческого искусства. Иоанн Кукузель обогатил калофонический стиль, создав сложные музыкальные формы, предполагающие множество конфигураций и модуляций. Святой сумел усовершенствовать невменное письмо, чтобы сохранить для потомков не только собственные записи. Он также записал самые яркие произведения своих предшественников, составив из них песенные сборники.

В науке о церковном пении одаренный Святой заслуженно снискал себе звание магистра и доместика. Благодаря его песенным трудам на территории Болгарии образовались школы церковного пения. Так в 1844г. монах Неофит Рильский, ставший одним из главных просветителей Болгарии, учредил при монастыре одну из самых первых и больших школ церковного пения на территории Болгарии. Основу школьной программы составили мелодии церковных стихир, тропарей и кондаков, написанные искусным певцом, преподобным Иоанном Кукузелем.

Терирем — Небесная песнь, неизъяснимая песнь пророков

Терирем – небесная мелодия, которую первым услышал преподобный Иоанн Кукузель в откровении, — это было пение ангельского хора. Он переложил это пение на ноты. В этом пении нет понятных человеческому разуму слов. Это отзвук ангельских хоров. Это то, что боговдохновенные молитвенники смогли вместить во время озарения. Радость! Чудо! На земле мы или на Небе? Не это ли торжество особенно поразило послов князя Владимира под сводами святой Софии!? Древнее пение находилось в согласии с божественной антропологией. Естественное, ненадрывное звучание каждого гласного звука «опирается» на определенную часть резонатора, которым является внутренняя поверхность человеческой головы и горла.Поэтому в традиционном пении мелодия задавалась самим текстом. И каждая гласная фонема строго соответствовала определенной высоте звучания. Главным было Слово. Хоровое пение не могло не быть унисонным. Именно так звучит терирем или торирем.”

Спустя семь веков после кончины Святого, его искусство вновь приобретает дыхание жизни. В 1967 году в Болгарии несколько энтузиастов создают мужской хор "Иоанн Кукузель-Ангелогласный", где становятся слышна древние православные песнопения. Мало кто знает, но в Болгарии почти до самого конца XIX века не существовало традиции хорового пения. 500 лет владычества Османской империи серьезно осложнили развитие собственных культурных традиций народа. Хоровое искусство появилось в этой стране благодаря выходцам из России — сначала тем офицерам и солдатам, что участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига, а потом русским эмигрантам, приехавшим на Балканы после революции 1917 года.Сегодня в Болгарии очень богатые хоровые традиции. Но первыми учителями и создателями хоров были именно русские.Кстати, сам Иоанн Кукузельь писал свои произведения для одного солиста. Но сегодня найти таких певцов невероятно сложно, приходится раскладывать мелодию на несколько голосов.

песни

Также высочайшим мастерством церковного пения славится Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский Неофит. В официальном блоге экспертов Музея имени Андрея Рублева есть фильм с редкими записями церковных песнопений в исполнении Предстоятеля Болгарской Православной Церкви. 

Еще раз подчеркнем, церковное пение - часть Предания, которая была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу. Недаром в благодарственном акафисте "Слава Богу за все" (написанный митрополитом Трифоном) мы воспеваем так: 

"Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать-земля с её скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуия!"

Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!   

 

 

Дата: 10.01.2018 18:19

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Место » Болгария - наследница церковного пения Византии
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.