Ранняя христианская церковь в Италии

Паломнический центр » Статьи » Святые места
 

 

Проповедь апостола Павла в день Пятидесятницы.

Святой апостол Павел.

Гюбер Робер "Великий пожар в Риме".

Сенека - воспитатель императора Нерона.

Гонения на христиан в Риме.

Караччи "Камо Грядеши".

Микеланджело "Распятие апостола Петра".

Усекновение главы св. апостола Павла.

Святой Аполлинарий.

Священомученик Климент, папа Римский.

Святой равноапостольный Константин - первый христианский император.

 

При императоре Нероне были преданы мученической смерти первоверховные апостолы Петр и Павел, стоявшие у основания христианской Церкви в Риме. Вплоть до начала IV века история Римской Церкви – это история страшных и практически непрекращающихся гонений на последователей Христа.

Святые отцы считают, что Церковь в столице Римской империи родилась вскоре после воскресения Спасителя – в 33-м году. В Риме тогда проживало немало иудеев – для них был отведен специальный квартал за Тибром. Они старались не терять связь с родиной и по большим религиозным праздникам (особенно на Пасху) приходили в Иерусалим. В день Пятидесятницы, когда на апостола Петра снизошел Святой Дух, и он благовествовал о Христе, среди слушателей его вдохновенной проповеди были и жители Рима. В тот день крестилось огромное число иудеев и язычников – 3000 человек…

Вернувшись в столицу империи, верующие основали здесь первую христианскую общину. Сначала она состояла, в основном, из иудеев, но со временем в неё всё больше вливалось обращенных в христианство язычников. Святые отцы предполагают, что среди основателей Римской Церкви были и апостолы от 70-ти (их имена в истории не сохранились). Они совершали Божественную Литургию и проповедовали среди жителей города Евангелие. Однако римляне-христиане изначально считали своим духовным отцом апостола Петра.

Святой Петр пришел в Рим после того, как сам  Господь явился апостолу  в чудесном видении и повелел ему идти с проповедью на Запад. «Настало время преосветиться ему твоею проповедью; Я же пребуду с тобой» (Святитель Дмитрий Ростовский «Святой апостол Пётр. Житие»). Согласно Житию святого, в Риме тогда владел умами Симон волхв, который называл себя Христом, разговаривал с душами умерших и исцелял больных. В нем видели настоящее божество и даже установили  в честь колдуна на берегу Тибра огромную статую. Сам император Нерон считал Симона своим другом.

Колдун всячески препятствовал святому Петру во время его ежедневных проповедей на площадях города. Чтобы обличить служителя сатаны, превозносящегося перед народом своей силой, апостол предложил Симону вернуть к жизни недавно умершего юношу из знатного рода. «Кто из нас воскресит сего мертвеца, того учение должно быть признано как истинное», – сказал он.

Симон долго призывал на помощь бесовскую силу, но умерший лишь едва шевельнул головой. После этого апостол Петр, воскресивший праведную Тавифу, воздел руки к небу и стал горячо молиться Богу. Затем именем Господним повелел юноше встать со смертного одра. Тот тут же встал и рассказал, что видел Иисуса Христа с ангелами, которые вернули его на землю. Симон волхв был посрамлен, а все свидетели этого чуда пожелали стать христианами.

Но волхв не унимался и предпринял ещё одну попытку удержать римлян под своей бесовской властью. Взобравшись на самое высокое здание города, он заявил, что больше не будет охранять Рим и вознесётся на небо. На глазах изумленных горожан он, поддерживаемый бесами, полетел над городом, поднимаясь всё выше и выше. Апостол Петр, видя это, стал громко молиться Богу, повелевая бесам именем Господа оставить Симона. Бесы отступили от волхва – и тот камнем полетел на землю. Симон сильно разбился и на следующий день умер в страшных мучениях.

После смерти колдуна апостол недолго пробыл в Риме. Утвердив Церковь и поставив епископом Лина, он отбыл в Тараккину.

В двенадцатый год правления Нерона святой Петр снова прибыл в столицу Римской империи и проповедовал на улицах города. Тогда многие римляне приняли Святое крещение, среди них - и две любимые жены императора. Авторитет ближайшего ученика Христа был очень велик в Риме, и  местные христиане старались подчеркнуть, что  свою веру они «производят» именно от Петра.

…Когда апостол Павел в 59 году писал в Коринфе своё знаменитое Послание к Римлянам, Римская Церковь была уже довольно многочисленной и окрепшей. Святой Павел на своем апостольском пути не раз встречал выходцев из Рима, которые становились его учениками, как упомянутые в Послании супруги Акила и Прискилла. Всего в  своем письме апостол называет имена 28 римлян. Мы узнаем, что эти люди дороги  ему, и он постоянно поминает их в своих молитвах (Рим.1:9-10). Обращаясь к членам Римской Церкви, апостол говорит о своем давнем желании навестить их, чтобы «утешиться с вами верой общей, вашей и моей» (Рим.1:12) . В конце Послания апостол Павел наставляет не судить друг друга и «не подавать брату повод к преткновению или соблазну» (Рим.14:13 -23).

Как мы знаем из жития святого Павла, скорой встречи с членами Римской Церкви не случилось – апостол в Иерусалиме был взят под стражу и прибыл в Рим только в 62 году,  чтобы предстать на суде перед кесарем. Римские власти в тот год отнеслись к апостолу с большим снисхождением, и он в течение двух лет проповедовал в Риме «невозбранно». Во Христа в то время уверовали не только простые люди, но и многие аристократы, о чем свидетельствуют языческие авторы Тацит и Светоний. Пробыв в Риме два года, апостол Павел отбыл для проповеди святого Евангелия в другие западные страны.

До 64 года к христианам в столице Римской империи относились довольно терпимо. Но когда погрязший во всевозможных пороках император Нерон объявил их виновными в Великом пожаре Рима, отношение к последователям Христа кардинально изменилось. Верующие оказались вне закона и были подвергнуты изощренным пыткам. Тацит пишет: «Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их обличали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

 В 65 году всемирно известный философ Сенека – воспитатель и первый советник императора Нерона – отказался санкционировать репрессии против христиан, чем вызвал гнев императора. Тиран поставил своего бывшего учителя перед выбором: либо позорная публичная казнь, либо «тихое» самоубийство. Сенека выбрал последнее…

А два года спустя мученическая смерть постигла святого апостола Петра. Нерон пришел в ярость, когда узнал, что две его жены стали христианками и желают вести целомудренную жизнь. Император, как повествует Житие святого апостола,  «стал искать Петра для смертной казни». Верные люди предупредили учителя и слёзно просили его бежать из города. Когда Петр был уже у городских ворот, он увидел живого Христа, идущего ему навстречу в город.

Куда идёшь, Господи? – спросил изумленный Пётр.

Иду в Рим, чтобы распяться, – ответил ему Господь и стал невидим.

После этой встречи с Христом апостол Пётр отверг всякую мысль о бегстве – он вернулся в город, зная, что будет схвачен и предан смерти. Так и случилось. Многим из его последователей усекли голову мечом, а самого апостола распяли на кресте – по его просьбе вниз головой.

В тот же день (29 июня по старому стилю), но, предположительно, год спустя был казнён в Риме и апостол Павел. Когда ему отсекли мечом голову, из раны потекла кровь с молоком. Это чудесное знамение утвердило за апостолом звание «избранного сосуда Христова».

Гонения при императоре Нероне были первыми, но далеко не последними. Со второй половины  I века они стали случаться всё чаще и чаще, поскольку христианство, проникая во все слои общества, меняло мировоззрение людей и угрожало римскому владычеству.

В 75 году при императоре Веспасиане принял мученическую смерть первый епископ Равенны - ученик апостола Петра, святой Аполлинарий, который управлял Равеннской Церковью на протяжении 28 лет. Он был изрублен мечами во время своего побега из темницы.

Другой ученик и соработник апостола Петра – святой Климент Папа Римский пострадал от язычников несколько лет спустя. Яркий проповедник и чудотворец, он был популярен не только в народе, но и среди высокопоставленных горожан. Опасаясь его растущего влияния на римлян, император Траян сослал святителя на каторжные работы в Херсонес, где святой Климент принял мученическую кончину – был брошен с камнем на шее в море.

При императоре Марке Аврелии христианство подверглось новым гонениям, а 177 году – полному запрету. Властитель Римской империи смотрел на последователей Христа как на упрямых фанатиков и поначалу хотел их просто разубедить. Будучи философом-стоиком, он считал, что человек должен рассчитывать только на самого себя и не надеяться на высшие силы. Однако, видя тщетность своих усилий, Марк Аврелий начал жёстко преследовать непокорных. В 166 году мученически окончил жизнь святой Иустин Философ, основавший в Риме христианскую школу, и шестеро его учеников.

Сын Марка Аврелия Коммод, хотя и был крайне распутным человеком, но под влиянием своей наложницы Марции терпимо относился к христианам. При его правлении в Римскую Церковь вступило множество людей из высшего сословия. Папой в этот период был Виктор I (189-199), который утвердил новый язык богослужений, заменив греческий на латинский.

В  III  веке в Римской империи разразился политический кризис, тяжело отразившийся на окрепшей было Церкви. В 250 году военачальник Деций сверг императора-узурпатора Филиппа Араба и для укрепления своей власти потребовал от всех своих поданных участвовать в языческом культе «гения императора». Отказ приравнивался к государственной измене. Христиане, не принимавшие участие в культе, навлекли на себя тяжкие гонения. Одних бросили в тюрьму, других предали смерти. Именно в это время в Римской империи оказалось наибольшое число отступников от Церкви. Но те, кто остались, составили её новое крепкое ядро.

Уже спустя десять лет папа Дионисий начинает выстраивать централизованную структуру Церкви. Он разбил страну на епархии, которые подчинялись его митрополичьей кафедре. В христианских общинах на следующие сорок лет воцарились порядок и относительное спокойствие. За это время число последователей Христа в Римской империи значительно возросло.

Новая волна репрессий вошла в историю как Великое гонение на христиан, продолжавшееся с 303-го по 313-й год. Император Диоклетиан, лишивший верующих гражданских прав, поставил конкретную цель – полностью искоренить христианство в империи. Его политику продолжил император Галерий – ревностный язычник. За отказ от участия в  жертвоприношениях последователей Христа отдавали  на растерзание диким зверям, подвергали страшнейшим пыткам, не делая исключений для женщин и детей. Жестокость мучителей не знала границ. Иногда израненных христиан лечили для того, чтобы подвергнуть новым пыткам.

Число замученных исчислялось тысячами. Однако, в конце концов, власти убедились, что такими методами «возвратить на путь разума впавших в заблуждение христиан» им не удастся. В 313 году император Константин и его соправитель Лициний издали исторический эдикт, провозгласивший религиозную терпимость. Это случилось вскоре после того, как императору Константину накануне решающего сражения у Мульвиевского моста было видение креста на небе.

Став единоличным правителем, Константин предоставил христианству особый статус. Во времена его правления было возведено множество церквей, обретены величайшие христианские святыни.  В 325 году император созвал Никейский собор, на котором осудил арианскую ересь. Через пять лет произошло еще одно историческое событие – столица государства была перенесена в Константинополь. Приняв на смертном одре крещение, святой Константин вошел в историю как первый христианский император.

Следующий правитель страны Грациан Флавий укрепил позиции христиан в Италии. А последний император единой Римской империи Феодосий I Великий утвердил законом Православие (никейское направление христианства) в качестве единой государственной религии. После его смерти в 397 году империя окончательно разделилась на Восточную и Западную.

…В христианских  храмах Италии пребывают уникальные святыни, связанные с земной жизнью Христа, а также многочисленные мощи мучеников неразделенной Церкви. Одним из самых притягательных мест для российских паломников является город Бари, где можно поклониться мироточивым мощам святителя Николая – горячо любимого в нашей стране святого. Нет числа чудес, которые свершались и продолжают свершаться у мощей Угодника Божия. Молитвенно обращаясь к святому, мы вновь и вновь просим его милосердной помощи в наших скорбях и спасительного предстательства за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.

 

Дата: 16.04.2018 14:30

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Ранняя христианская церковь в Италии
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.