Успенский Вышенский монастырь

Успенский Вышенский монастырь

Чудотворный Казанский Вышенский образ Божией Матери. После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. Узнав об этом, крестьяне пошли к зданию ЧК выручать свою Спасительницу. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперед, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого». Сила народной веры устрашила палачей. Чекисты, сорвав драгоценную ризу, бросили икону в толпу. В советские годы чудотворный образ хранился у верующих людей. После открытия храма в селе Эммануиловка в 40-е годы прошлого века его передали в приходскую церковь. 20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в монастырь вернулась его главная святыня – икона Божией Матери Казанская Вышенская. Ее торжественно перенесли крестным ходом из храма села Эммануиловки в родные стены обители

После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. Узнав об этом, крестьяне пошли к зданию ЧК выручать свою Спасительницу.

Казанский собор

Казанский собор

Святитель Феофан Затворник. Автопортрет

Святитель Феофан Затворник. Автопортрет

Келия Феофана Затворника

Келия Феофана Затворника

Таким был быт великого молитвенника

Таким был быт великого молитвенника

Интерьер кельи

Интерьер кельи

Тропарь, глас 8 Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

У мощей святителя

У мощей святителя

Митрополит Калужский и  Боровский Климент читает акафист святителю Феофану

Митрополит Калужский и Боровский Климент читает акафист святителю Феофану

Праздничный крестный ход в день памяти святителя ФеофанаЗатворника Вышенского

Праздничный крестный ход в день памяти святителя ФеофанаЗатворника Вышенского

Настоятельница обители игумения Вера (Ровчан). Благодаря ее трудам монастырь постепенно приобретает тот вид, который был при святителе Феофане

Настоятельница обители игумения Вера (Ровчан). Благодаря ее трудам монастырь постепенно приобретает тот вид, который был при святителе Феофане

Сестры обители

Сестры обители

 

Так говорил о Вышенской обители святитель Феофан Затворник, который провел в ее стенах около тридцати лет.

Неземной свет

Не раз замечено: кто хоть однажды побывал в Выше, тот обязательно вернется сюда вновь. В Успенском Вышенском монастыре есть все, что ищет сердце паломника: особый молитвенный настрой, гостеприимство монахинь, покой и умиротворение, разлитые в здешней неброской природе.

…В очень давние времена (XVI–XVII века) на правый берег реки Выши, неподалеку от ее впадения в Цну, пришли иноки и основали небольшую обитель. Вскоре они стали наблюдать поблизости необычный свет, восходящий от земли до самого неба. Иноки решили, что это Божий знак, указующий место, где должно стоять монастырю, и перенесли туда свою обитель.

Расположенный в глухих местах, Вышенский монастырь долгое время оставался малоизвестным. Жизнь его текла спокойно и размеренно. Немногочисленные иноки проводили дни в молитвах и трудах, где главным было распространение христовой веры среди местных жителей – мордвы, поклонявшихся языческим богам. Но пришло время, и Успенская обитель стала центром просвещения не только Рязанского края, но и всей России.

Чудотворный образ

В 1827 году монахиня Тамбовского Вознесенского монастыря Миропия (Аденкова) передала в дар Вышенской обители Казанскую икону Божией Матери, от которой стали происходить многие чудеса. С тех пор образ стали называть Казанский Вышенский и почитать как чудотворный, особенно после исцеления от холеры жителей Шацка, Моршанска и Тамбова.

Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперед, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого».
Сила народной веры устрашила палачей. Чекисты, сорвав драгоценную ризу, бросили икону в толпу.
В советские годы чудотворный образ хранился у верующих людей. После открытия храма в селе Эммануиловка в 40-е годы прошлого века его передали в приходскую церковь.
20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в монастырь вернулась его главная святыня – икона Божией Матери Казанская Вышенская. Ее торжественно перенесли крестным ходом из храма села Эммануиловки в родные стены обители

Спасенные и исцеленные в знак глубочайшей благодарности Царице Небесной украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и поместили в киот из чистого серебра.

Каждый год на целых восемь месяцев во главе крестного хода она покидала стены Вышенской обители. Торжественное шествие посещало шесть городов, три монастыря и более ста сел.

В 60-х годах ХIХ века эти крестные ходы стали традиционными. Чудотворный образ с радостью ждали в каждом селении, а Вышенская обитель стала известна далеко за пределами Тамбовщины и Рязанщины.

Строитель и просветитель

Расцвет монастыря связан с именем архимандрита Аркадия (Честонова), который умело управлял обителью в течение 45 лет (с 1862 по 1907 год). Владыка был родом из бедной семьи и в юные годы испытал тяжелую нужду. Он долго не имел возможности получить достойного образования. Вот почему, возглавив обитель, архимандрит Аркадий стал отдавать много сил обучению и просвещению простого народа.

При этом Вышенская обитель с каждым годом росла и хорошела. Во второй половине ХIХ века здесь были сооружены двухэтажный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы. Монахи обзавелись своей пекарней и постоялым двором. А в 1890 году состоялось освящение величественного Христорождественского собора, украшенного с трех сторон колоннами.

С первого взгляда

Именно этот монастырь выбрал для своего уединенного подвига известный богослов и духовный писатель святитель Феофан, сердцем ощутив, что здесь «жилище Божие, где Божий небесный воздух».

Впервые он посетил Вышу в начале 1860-х годов, когда был правящим епископом на Тамбовской кафедре. Святитель сразу полюбил эту уединенную тихую обитель, красоту здешней природы. В 1862 году, назначая на Вышу настоятелем игумена Аркадия, он пророчески произнес: «Поезжайте, а потом и я к Вам приеду; заживем опять вместе».

Сам святитель всегда стремился к уединению, но это решение далось ему не сразу. «Имею в мысли служить Церкви Божией, – говорил он, – только иным образом служить». И вот, наконец, он подает прошение об отставке. 17 июля 1866 года владыка был освобожден от управления Владимирской епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни. Из Владимира в Вышу святитель выехал 28 июля и прибыл 3 августа 1866 года.

Монашеские порядки

Однако настоятелем он пробыл недолго. Уже в сентябре 1866 года святитель подал прошение освободить его от этой хлопотливой должности, и вскоре оно было удовлетворено. Теперь он мог полностью посвятить себя богословским трудам и молитве. В одном из писем святитель писал: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно монашеские. Из братии есть лютые подвижники… Служб наберется 8–10 часов. Начинаются с 3 часов утра…»

А сами братья вспоминали о святителе так: «…придет он, бывало, в церковь, сотворит уставные поклоны, станет в алтаре на определенном месте в струнку, “не распуская членов”, и начинает молиться. Он творит то редкие поясные поклоны, касаясь рукою пола, то вдруг зачастит, делая обыкновенные малые поклоны, то совсем прекратит те и другие».

Молился святитель всегда очень сосредоточенно и, как правило, с закрытыми глазами, что, по его собственным словам, «способствовало собранности всех чувств, внутрь пребыванию; стоянию умом и сердцем пред Господом».

Добровольный затвор

Первоначально святитель Феофан поселился в настоятельских кельях, но они оказались слишком тесными для его обширнейшей библиотеки. Тогда настоятель Вышенской пустыни и ученик святителя отец Аркадий надстроил каменную просфорню вторым деревянным этажом. Здесь святитель Феофан и пребывал последние 22 года своей жизни в строгом затворе.

…Современному человеку сложно до конца понять, в чем состоит духовный подвиг затвора. Большинство из нас и день не могут прожить без мобильного телефона и интернета. А здесь – годы уединенной сосредоточенной молитвы и постоянного памятования о Боге. В кельях владыка устроил домашнюю церковь во имя Крещения Господня, в которой совершал Литургию только в сослужении незримого небесного воинства.

Не отвлекаясь на мирские дела, святитель целиком посвятил себя созданию богословских трудов и переводу святоотеческой литературы. Он знал несколько иностранных языков, в том числе и греческий, с которого перевел хорошо известное верующим людям «Добротолюбие».

Находясь в затворе, святитель вел обширнейшую переписку. Ежедневно ему приходило от двадцати до сорока писем, на которые он лично и всегда подробно отвечал. Святитель чутко улавливал духовные потребности адресата, обстоятельно разъясняя все вопросы и сомнения. А иногда делился своими сокровенными мыслями и переживаниями. Вот, например, какие строчки можно найти в его переписке: «Выша – преутешительная и преблаженная обитель. У нас, например, рай растворенный. Такой глубокий мир!»

Тропарь, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

При этом он живо реагировал на события, которые происходили в церковной и общественной жизни страны, обсуждал вопросы перевода Библии на современный русский язык, ход военных действий во время Русско-турецкой войны.

По словам современников, благодаря святителю Феофану Вышенская пустынь стала источником высокого духовного просвещения, которое исходило «не только от ученого ума, но и от глубокого чувствующего сердца».

Последний час

Вышенский угодник отошел ко Господу на праздник Богоявления в 1894 году. Иноки, облачавшие покойного в погребальные одежды, стали свидетелями появившейся на его лице улыбки. Таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам».

Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего восьмидесятилетия. После кончины современники назвали его человеком «с такой цельностью нравственного бытия, при которой все противоречия, неразлучные с земной жизнью, уступают место дивной гармонии, и бренный, немощный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие. О нем с правом можно сказать, что он действительно воплотил в себе весь смысл Православной Церкви…»

…Три дня стоял гроб с телом покойного в домовой церкви святителя, затем три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником пришло множество людей. Люди шли пешком, кто двести, а кто триста верст. Об этом С. Никулина в своей поэме сказала так:

Шли богомольцы к погребению…

Людей невиданный поток!

С тех пор для многих утешением

Стал этот райский уголок.

В честь Феофана Затворника

После революции Вышенский монастырь, как и многие святые места, был разорен. Власти устроили в нем психбольницу. Но местные жители не забыли о вышенских иноках. Многие помянники начинались именами святителя Феофана и архимандрита Аркадия, по домам хранились ставшие с годами бесценными их фотографии.

В 1990 году с большими трудностями началось возрождение обители. По Промыслу Божию она стала местом женского иноческого подвига. 13 ноября по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона здесь состоялся первый иноческий постриг. В честь Вышенского подвижника первую сестру монастыря нарекли Феофанией.

А 21 июня 1998 года была освящена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, и затеплилась неугасимая лампада монастырской церковной службы…

В блокнот паломнику:

Добраться из Москвы до Шацка с Центрального автовокзала (м. «Щелковская») ходит прямой автобус ( расписание уточняйте на сайте автовокзала). Далее на микроавтобусе до поселка Выша.

На личном автотранспорте по трассе Москва – Рязань.

Полезная информация

Сестры принимают паломников, в том числе организованные группы из разных концов нашей страны. Они проводят экскурсии по обители, знакомят с экспозицией музея святителя Феофана.

На ночь паломников принимают на подворье монастыря на Быковой горе. В связи с тем, что в монастыре идут строительные работы, просим заранее сообщать в монастырь о прибытии паломнических групп.

Варвара Каширина

Фотографии для статьи любезно предоставлены Вышенским монастырем

 

Дата: 18.06.2018 12:29

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Рай растворенный
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.