Приют раскаявшихся душ

Паломнический центр » Статьи » Святые места
 

 

Икона святых бессребрянников и чудотворцев Косьмы и Дамиана

Икона святых бессребрянников и чудотворцев Косьмы и Дамиана

 

По дороге в обитель

По дороге в обитель

 

Часовня над святым источником

Часовня над святым источником

 

Престольный праздник в монастыре

Престольный праздник в монастыре

 

Храм во имя Косьмы и Дамиана (холодный)

Храм во имя Косьмы и Дамиана (холодный)

 

Преображенский храм

Преображенский храм

 

Вход на территорию монастыря

Вход на территорию монастыря

 

Царский охотничий домик. Фото начала ХХ века

Царский охотничий домик. Фото начала ХХ века

 

Святой источник

Святой источник

 

В монастыре почитается Иерусалимская икона Божией Матери, написанная и освященная на Афоне в 1907 году

В монастыре почитается Иерусалимская икона Божией Матери, написанная и освященная на Афоне в 1907 году

 

Эта немноголюдная обитель расположена высоко в горах, в заповедной зоне, и попасть в нее можно, лишь получив специальное разрешение. Но каждый год 14 июля вход для всех желающих открыт, и сюда стекаются тысячи верующих.

Преданья старины глубокой

Косьмо-Дамиановский мужской монастырь находится в двадцати километрах от Алушты, у подошвы горы Чатыр-Даг в живописном ущелье с лесистыми склонами. Тот, кто побывал здесь хотя бы раз, не забудет этого удивительного места. Вновь и вновь будет тянуть в горы, к хрустальной воде в почти высохшей речке, звенящему от чистоты воздуху. Место это непростое, оно отмечено Богом. В III веке сюда из Рима были сосланы святые бессребреники, врачи и чудотворцы Косьма и Дамиан. Здесь они продолжали безвозмездно лечить больных и вымолили у Бога целебной воды – из-под горы потекли два ручья чудодейственной силы. Источник продолжал исцелять и после того, как братья вернулись в Рим, где им предстояло принять мученическую смерть за веру.

Предание рассказывает, что однажды к источнику пришел измученный проказой пастух и заснул. Во сне увидел двух человек с ореолами над головами, назвавшихся Косьмой и Дамианом. Братья предложили пастуху искупаться в источнике, что он и сделал, проснувшись. После этого больной почувствовал облегчение, и сон вновь сморил его. Опять увидел чудотворцев, которые сказали: «Будешь теперь совершенно здоров, но помни, что ежегодно 1 июля ты должен являться к нашему источнику для омовения тела».

По другому преданию, благочестивый грек прилег отдохнуть около источника и в дремоте увидел двух странников средних лет, которые испили воды из источника, а затем отошли к дереву и растворились. Пораженный старец проснулся, подошел к дереву и нашел доску с ликами двух святых. На ней было написано, что здесь изображены святые Косьма и Дамиан. Грек сразу же узнал в них странников из сна. С той поры источник стали называть Косьмо-Дамиановским. Из разных мест стали приходить сюда больные и получать исцеление. Вскоре рядом построили храм во имя чудотворцев.

Крымский Афон

Во время переселения христиан из Крыма в Приазовье (1778–1780) на полуострове опустело более почти половина из которых была полностью разрушена. Вероятно, подобная участь постигла и храм Косьмы и Дамиана. Покидая полуостров, греки и армяне вывозили христианские святыни, иконостасы, церковную утварь. Тогда же они перевезли в Мариуполь и явленную икону святых целителей.

А к святому источнику продолжали приходить люди – разной национальности, разного возраста, состояния, звания. Однако приклонить голову было негде – рядом с источником отсутствовали какие-либо постройки. Первое пристанище для паломников появилось здесь только во втором десятилетии XIX века на средства графини Софии Потоцкой. А начиная с 40-х годов XIX века ко дню памяти святых Косьмы и Дамиана сюда стали приезжать священники из Симферополя, Бахчисарая и других мест, чтобы отслужить молебен и совершить чин освящения воды.

При императоре Николае I была создана новая Херсоно-Таврическая епархия. В 1848 году ее возглавил архиепископ Иннокентий (Борисов). Все местные христианские святыни в Тавриде находились тогда в запустении, на полуострове господствовал ислам. На долю архиепископа Иннокентия, которого современники называли «звездой отечества» и «русским Златоустом», выпала миссия восстановления крымских святынь и устройство новых христианских обителей.

В алтаре уцелевшей часовни находится источниик. Он избавил множество людей от недугов и вылечил немало заблудших душ

Несмотря на свирепствовавшую в это время на юге холеру, владыка осмотрел значительную часть своей епархии. В Крыму он посетил много мест, которые более других чествовались народом, и, конечно же, побывал у источника святых бессребреников. Вскоре по просьбе жителей Симферополя, Бахчисарая, Алушты и прочих городов владыка Иннокентий обратился в Священный Синод, испрашивая соизволения императора «учредить из всех священных мест Крыма одно иноческое братство, коего сосредоточием будет скала Успенская, под именем Успенского скита, прочие же священные урочища с их церквами и часовнями будут почитаться его отраслями под названием киновий». Говоря другими словами, владыка предложил устроить в Крыму свой Афон. В числе прочих он испрашивал разрешение и на открытие киновии у источника святых Косьмы и Дамиана.

В 1850 году последовало высочайшее соизволение Николая I на открытие Бахчисарайского скита с киновиями, в числе которых указывалась и киновия у святого источника. А через три года началась Крымская война, которая отодвинула сроки открытия Косьмо-Дамиановского монастыря. Однако и во время войны в день памяти святых бессребреников, 1 июля по старому стилю, владыка Иннокентий посещал источник с уверенностью, что монастырь здесь будет и никакие враги не смогут отторгнуть Крым от нашего Отечества.

Полгода под снегом

После окончания военных действий в Крыму для создания Косьмо-Дамиановского монастыря из Бахчисарайского Успенского скита были направлены иеромонах Макарий и монах Игнатий. Первым делом они приступили к постройке деревянной церкви над источником – по рисунку самого владыки Иннокентия. Многие жители Симферополя помогали пожертвованиями, и уже через год здесь стояла церковь. К сожалению, архиепископ Иннокентий не дождался этого радостного события. В день Святой Троицы 1857 года он, коленопреклоненный, тихо отошел ко Господу.

Настоятелем новой киновии стал иеромонах Макарий. С первых дней жизнь в Косьмо-Дамиановском монастыре отличалась особым подвижничеством. Кроме маленького домика для богомольцев и небольшого храма, здесь ничего не было – ни келий, ни денег, ни еды, ни скота. Предстояло рубить лес, киркой и заступом сравнивать горы, чтобы возвести постройки. Деревья монахи носили на своих плечах. На расстоянии более десяти верст вокруг обители не было ни одного селения. Дороги, ведущие в монастырь, пролегали через густые леса и высокие горы и были пригодны только для пеших паломников. Река Альма часто пересекала дорогу, после проливных дождей в русло скатывались с гор большие камни. Монахам приходилось постоянно очищать от камней переезды через реку, выкладывать топкие места хворостом и валежником. Иначе доступ к монастырю был бы невозможен.

Об огороде не могло быть и речи, почва здесь была не пригодная для выращивания овощей. Держать скот было бессмысленно, поскольку пастбища поблизости отсутствовали, кругом был лес.

Зимой снег заносил монастырь и все подступы к нему, иногда несколько недель обитель оставалась погребенной под сугробами. Когда жители соседних долин замечали, что давно не приезжал монах из скита за покупками в город, поднималась тревога, люди шли с лопатами откапывать монастырь. Из-за снега обитель была оторвана от мира с ноября по апрель, монахи в это время вели одинокую, никем не нарушаемую пустынную жизнь. Продуктами запасались заранее на полгода – ездили за 45 верст в Симферополь. Иногда, бывало, и зимой по крайней необходимости отправляли кого-нибудь в Алушту, зачастую пешком. Бывали и несчастные случаи. Зимой 1865 года одного из послушников послали в Алушту по срочному делу. Все тропинки в лесу засыпал снег, послушник не нашел дорогу и замерз.

Базарчик

Паломники начинали приходить в обитель начиная с мая. Больше всего их собиралось 1 июля, на престольный праздник. Съезжались со всего Новороссийского края, из Черноморья и Кавказа. Прибывали и крымские татары. К поездке готовились заранее, собирали в ящики посуду, провизию, постельные принадлежности, одеяла, подушки. Укладывали все это в повозки и по нескольку семейств отправлялись в путь. Подъехав к обители, размещались табором, там, где источник впадает в реку Альму, на площадке, получившей название «Базарчик». Это был настоящий семейный праздник. Люди переодевались в нарядные одежды и спешили к святому источнику. Приводили своих больных родственников, опускали их в целебные воды. В благодарность приносили восковые свечи собственного изготовления.

В эти дни вся монастырская округа – склоны гор, дорога, небольшие полянки были усеяны фургонами и палатками. Всюду царило оживление, музыка, пляски, детские игры. Предприимчивые торговцы открывали лавочки, продавали чай, лимонад, хлеб, яйца, фрукты и вино. Повсюду горели костры, шныряли мальчишки, рыбаки ловили в реке форель. Ночевали богомольцы под открытым небом – монастырская гостиница была слишком мала. Утром паломники шли на праздничное богослужение, после литургии возвращались к своим повозкам и обедали. Потом укладывали имущество и отправлялись домой. Все вокруг затихало.

Царский домик

Постепенно монастырь разрастался. В 1869 году был построен новый большой деревянный храм под железной крышей с колокольней. Старую церковь над источником разобрали и на ее месте поставили деревянную часовню. Рядом обустроили купальню с мужским и женским отделениями.

Хорош был новый храм, однако зимой в нем было холодно. Поэтому на противоположном склоне ущелья решили возвести еще один – теплый, который освятили в честь Преображения Господня. Продолжали и строительство новых братских корпусов.

Никаких средств от казны монастырь не получал, существуя на пожертвования, поэтому не мог содержать большого количества насельников. В первые десять лет здесь проживали от 4 до 8 человек. В оследующие двадцать лет – 14, а к концу 1890-х годов – 25 человек. Однако помощь от русских царей шла – они выделяли земли под монастырь и сами посещали это чудесное место. В 1882 году император Александр III, который ранее бывал в этих краях, велел построить на территории монастыря царский охотничий домик.В нем было восемь комнат, скромно, но уютно обставленных. Благодаря царскому домику была заново построена дорога, ведущая из Алушты в монастырь, ее назвали «Косьмо-Дамиановское шоссе».

Ликвидация

С приходом в 1898 году нового владыки на Таврическую и Симферопольскую кафедру – епископа Николая (Зиорова) – монастырь был преобразован в женский. Насельницами стали монахини из Топловской Троице-Параскевиевской обители. Монахов же разместили по другим монастырям епархии.

После 1917 года для обители наступили самые тяжелые времена – ее постоянно грабили многочисленные банды. А когда пришли большевики, все монастырские угодья были национализированы.

Начиная с 1922 года обитель пытались закрыть. В том году в Крыму были ликвидированы еще 74 церкви и 3 монастыря. Через пять лет монахини были выселены, а все помещения монастыря перешли в ведение Крымского государственного заповедника. Источник святых Косьмы и Дамиана получил новое название – «Здоровье». В бывшем царском охотничьем домике устроили турбазу.

Во время Великой Отечественной войны германо-румынские военные власти, желая лишить партизан пристанища, сожгли все помещения на территории заповедника. Уцелели лишь каменные стены кухни при охотничьем домике и каменная часовня.

В 1992 году началась новая история обители – был зарегистрирован мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана. В 1994 году в день небесных покровителей обители архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил на источнике Божественную литургию.

Полезная информация:

Адрес монастыря: 298500, г. Алушта, ул. Партизанская, д. 42,

Как добраться: попасть в Косьмо-Дамиановский монастырь можно с экскурсией или самостоятельно на автомобиле по старой Романовской дороге, проходящей через Алуштинский заповедник. Предварительно нужно получить разрешение в управлении Крымского заповедника

Тел. администрации заповедника в Алуште: 8 (36560) 5-04-40, 8 (978) 084-29-18

Лишь один раз в году – 14 июля, в день святых Косьмы и Дамиана, для паломников открывают дорогу. У святого источника в монастыре проходит богослужение.

Галина Дигтяренко,
фото Ларисы Беляевой

Дата: 28.06.2018 14:04

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Приют раскаявшихся душ
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.