Колизей в древности.

Икона св. Игнатия Богоносца.

Гладиаторские бои. 

Умерщвление диких животных - одно из самых распространенных "представлений" в древнем Риме.

Мученическая кончина первых христиан на арене Колизея.

Картина К.Д.Флавицкого "Христианские мученики в Колизее".

Икона св.Телемаха.

Колизей в наши дни.

 

Амфитеатр Флавиев – одна из главных достопримечательностей Рима. Античный памятник и по сей день поражает своими внушительными размерами, но еще больше – своей поистине кровавой историей. Построенный для увеселения публики Колизей стал местом гибели по меньшей мере 500 000 человек. В II-III веках здесь подвергали изощренным пыткам христиан, не пожелавших отказаться от истинной веры.   

…Первым мучеником Колизея был епископ Антиохии св. Игнатий Богоносец, родившийся в Сирии в последние годы земной жизни Спасителя. Из жития святого известно, что однажды его родители пришли с маленьким сыном послушать проповедь Христа. Заметив невинное дитя, Господь взял его на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Мф.18:3). Потому и  называют св. Игнатия Богоносцем – его сам Спаситель носил на руках! 

Есть и другое объяснение этому высокому званию. Горячо любя Господа, святитель всю жизнь носил образ Христа в своем сердце. Он был учеником Иоанна Богослова и помогал св.Петру в его апостольских трудах, сопровождая избранника Божия в некоторых путешествиях. 

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию и услышал о святителе Игнатии, который исповедует Христа, учит презирать богатство и не приносить жертву языческим богам. Император призвал старца и перед всем своим синклитом потребовал отречься от Христа. Но вместо этого св.Игнатий стал обличать языческую веру и её служителей. Траян приказал заковать святителя в оковы и отправить в Рим, чтобы предать его публичной казни.  

По пути в Рим св.Игнатий написал семь посланий, которые  ценны прежде всего тем, что в них отражена апостольская эпоха – время зарождения христианской Церкви. Так, наставляя священнослужителей, святитель писал, что пастырь должен одинаково любить своих духовных чад – и смиренных, и непокорных. В послании к Ефесянам он призывал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь – суть начало и конец жизни». 

Узнав, что верная паства ищет способы освободить его от уз, св. Игнатий решительно этому воспротивился. «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». 

Так и случилось. 20 декабря 107 года на арене Колизея святитель был растерзан львами. Его святые мощи были перенесены учениками в Антиохию, а затем возвращены в Рим, где они пребывают и по сей день – в церкви св.Климента. 

Узнав о мужестве Антиохийского епископа, император Траян на время прекратил гонения на христиан, но позже они возобновились с ещё большей силой. Последователей Христа выставляли виновниками всевозможных бед: когда Тибр затоплял Рим, когда Нил не орошал полей, когда случался пожар, засуха, моровая язва, землетрясение… Язычники тотчас кричали: «Ко львам христиан!». Но нередко христиане принимали мученическую смерть на кресте.

Так  продолжалось два столетия кряду – при всех преемниках Траяна. Число мучеников, принявших страшную смерть в Колизее, исчислялось тысячами. Арена насквозь была пропитана их невинной кровью. Неслучайно св. Григорий Двоеслов как высшую святыню дал послам императора Юстиниана, прибывшим к нему из Византии, горсть земли из Колизея, завернув её в богатую ткань. Большинство имён казнённых христиан  осталось неизвестными.

Лишь в начале IV века при св. равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились. Однако кровавые гладиаторские бои продолжались ещё сто лет, пока не были отменены указом императора Гонория. Об этом церковный историк св. Феодорит рассказывает так: «Был тогда некто Телемах, возлюбивший подвижническую жизнь. Удалившись с Востока и с известной целью прибыв в Рим именно в то время, когда происходило то ненавистное зрелище, он сам вступил на поприще и, сошедши вниз, покушался остановить бойцов, действовавших друг против друга оружием. Но зрители кровопролития были раздражены этим и … побили камнями поборника мира. Узнав это, дивный царь причислил Телемаха к победоносным мученикам, а нечестивое зрелище отменил». Примечательно, что и первым, и последним мучеником Колизея был не римлянин, а житель Востока. 

Дальнейшая судьба самого большого в мире античного амфитеатра сложилась не лучшим образом. После  многочисленных набегов на Рим варварских племён Колизей был частично разрушен. В начале ХII века он лишь отдаленно напоминал величественный амфитеатр.  

В средние века Колизей облюбовали простые жители Рима. Верхние ярусы сооружения занимали кузнецы и торговцы, а на нижних, заполненных толстым слоем земли, горожане … выращивали овощи. Позже Колизей превратился в каменоломню – хорошо сохранившиеся мраморные плиты использовались для постройки новых зданий и христианских храмов. В начале ХVIII века в античном амфитеатре был устроен склад селитры. Тогда же произошло землетрясение, которое разрушило часть сооружения, обращенного к Целийскому холму. Всё здание пришло в такое запустение, что в нем стали жить волки, за истребление которых даже была назначена премия. 

В середине ХVIII века папа Венедикт ХIV взял Колизей под своё покровительство. Вокруг арены было возведено 12 алтарей, посвященных Страстям Господним, а посередине – установлен крест, около которых собирался народ слушать проповедь монахов-капуцинов. Другие папы также принимали меры для сохранения остатков Колизея, однако две трети здания пропали безвозвратно. 

Сегодня от некогда величественного сооружения остался лишь исполинский остов, который стал своеобразным памятником обличительства кровавых страниц языческого культа и дохристианской истории Рима.

 

Дата: 16.04.2018 12:15

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святые места » Колизей
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.