Бутовский полигон

Бутовский полигон - места массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий 30-50 гг. 20 в. 

Об истории Бутовского полигона паломникам рассказал Анатолий Викторович Мордашев, руководитель паломническо-экскурсионной службы.

Тихое, умиротворенное место в окружении лесопарка, где, казалось бы, так хорошо прогуляться в выходной день, пропитано кровью десятков тысяч мучеников. "Русская Голгофа" - назвал это место патриарх Алексий II. Здесь в братских могилах погребены святые и грешники, общим для которых стал расстрельный приговор, вынесенный богоборческой властью.

По старой Варшавке в сторону барской усадьбы Дрожжино по вечерам направлялись хлебовозы. Грузовики с таким добрым для русского человека словом "хлеб" на борту кузова везли на бутовский полигон очередную партию людей, чтобы в комендатуре НКВД они услышали свой смертный приговор.

Та самая комендатура НКВД, бывшая до этого конторой усадьбы Зиминых

Вглядитесь в эти лица... Подростки и немощные старики, священнослужители и атеисты, ученые, инженеры, писатели, интеллигенты и простые рабочие стали жертвами политических репрессий. Самому младшему из них было 13 лет. Священномученика Серафима, митрополита Ленинградского (в миру Л.М. Чичагова), которому на тот момент был 81 год, на расстрел принесли на носилках

С августа 1937 по октябрь 1938 на Бутовском полигоне было расстреляно 20761 человек, чьи имена ныне известны. Их могилой стали 13 рвов, выкопанных местными жителями с помощью бульдозера, общей протяженностью 900 метров.



Заключенных привозили на полигон поздно ночью. Их заводили в барак для «санобработки», где сотрудники НКВД сообщали им их приговор. Исполнители в это время ожидали в домике неподалеку. Приговоренных выводили по одному, где их принимали исполнители и уводили в глубину полигона. Заключенных ставили на край рва и стреляли в затылок практически в упор. Тела сбрасывали в ров. За один день расстреливали больше сотни человек. После каждого расстрела исполнителям выдавали ведро водки, кормили ужином и до следующей казни отвозили в Москву. Рядом всегда стояло ведро одеколона, так как палачи с ног до головы были пропитаны стойким запахом крови и пота. Вечером заводили бульдозер и тонким слоем земли присыпали тела.

В августе 1937 расстрелы приняли такие масштабы, что для захоронения тел уже не хватало небольших ям-могильников. Тогда с помощью экскаватора стали копать рвы длиной по 3-5 метров и глубиной 3,5 метра.

Вот такие возвышения, заметные даже под слоем снега, - это границы 13 рвов, ставших братской могилой для 20761 человек.

Расстреливали в первую очередь "националов", потом "церковников", а затем немощных инвалидов, которых отказались содержать в тюрьмах и лагерях. Некоторые приговоренные были самые простые крестьяне и даже не понимали, что такое "троцкизм", который приписали им в вину.

Когда массовые расстрелы прекратились, полигон и прилегающую к нему территорию стали использовать под захоронение казненных в тюрьмах людей. Здание комендатуры НКВД стало местом отдыха для старших офицеров, куда они любили приезжать на шашлыки. В 50-е годы в этом месте стали выдавать участки под дачи для сотрудников МВД. При устройстве огородов люди иногда натыкались на ужасные находки. Тогда территорию около 7 гектаров огородили забором, и это место превратилось в пустырь.

 

Бутовский полигон не упоминался как место расстрелов при реабилитациях незаконно осужденных при Берии и Хрущеве, не было указано про него и в расстрельных книгах, найденных в 1991 году. И только после тщательного расследования и бесед с бывшим сотрудником НКВД всплыло слово "Бутово", а вместе с ним стало известно и про соседний поселок Коммунарку, где так же были казнены тысячи человек.

Семьи и родственники погибших смогли впервые прийти на могилу их близких в 1993.

В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на бутовском полигоне был установлен поклонный крест. Тогда же семьи расстрелянных договорились о необходимости строительства храма на этом месте.

По благословению и при участии Патриарха Алексия II была зарегистрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово, и администрация Московской области передала Церкви всю территорию захоронения, а так же такой же участок в Коммунарке.

Первая Литургия на полигоне была совершена в 1995 году в день празднования Собора всех святых, в земле Российской просиявших.

С 2000 года ежегодно, в 4-ю субботу по Пасхе, на Бутовском полигоне совершается Патриаршее богослужение под открытым небом. Традицию, основанную Святейшим Патриархом Алексием II, сегодня продолжает Патриарх Кирилл. День этот в православном календаре значится как Собор Новомучеников Бутовских.

Настоятелем храма стал священник Кирилл Каледа, дед которого (священномученик Владимир Амбарцумов) был расстрелян здесь, на бутовском полигоне.

Среди расстрелянных на бутовском полигоне около тысячи человек погибло лишь за то, что исповедовали веру Христову.  На сегодняшний день 332 человека, расстрелянных в Бутово, причислены к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.





Звонница






Каменный собор Воскресения Христова освящен 2007 года.

Евгений Строгов передал в храм икону святители Николая, привезенную из храма святителя Николая в Камышовой бухте в Севастополе.



В нижнем храме собора Воскресения Христова на стенах расположены 51 иконы – по числу дней расстрелов. На иконах изображены святые, расстрелянные в один день. В притворе находятся витрины с предметами, извлеченными из раскопов в 1997 году и личными вещами некоторых новомучеников. С фотографий на стенах смотрят те, чья жизнь прервалась в этом страшном месте.





Соловецкий Крест изготовлен в кресторезной мастерской на Соловках и привезён водным путем по каналам, вырытым руками заключенных.







На территории полигона началось устройство Сада Памяти.





В основе композиции будущего мемориального комплекса находится раскрытый расстрельный ров. Для воссоздания такого эффекта стены с именами всех расстрелянных на бутовском полигоне будут несколько углублены в землю.