Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 2 - Кидекша и Владимир
Казалось бы, только день назад началась паломническая поездка по святым обителям Владимирской области, и вот пять городов осталось уже позади. Так незаметно оказалась пройденной практически треть маршрута. Проведя первую половину второго дня путешествия в Суздале, колонна паломников отправилась в село Кидекшу. Напомню, что с 2 по 5 января проходила паломническая поездка "Владимирская Русь - во славу святого равноапостольного князя Владимира", организованная мотоклубом "Ночные Волки" и Федераций мототуризма России при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата и братии Троице-Сергиевой Лавры.
Кидекша хоть и скромна своими размерами, а история этого места уходит корнями к первыми князьям. Когда-то здесь располагалась резиденция Юрия Долгорукого, а через город проходили важные торговые пути. По указу князя в 1152 году в Кидекше построили церковь в честь святых князей Бориса и Глеба, покровителей княжеского дома.
По преданию в этом месте произошла встреча первых русских святых - князей Бориса и Глеба, убитых Святополком Окаянным.
Церковь Бориса и Глеба - одна из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. В ней похоронены жена Юрия Долгорукого, его сын Борис и дочь Ефросиния.
В 1239 году храм был восстановлен и вновь освящен после разорения татаро-монгольским войском. Со временем Кидекша стала запустевать, многие ее жители переселились в расположенный поблизости Суздаль. Церковь постепенно ветшала и разрушалась. В 17 веке у церкви обрушились глава и часть сводов. При восстановлении храма их перебрали, в таком виде церковь дошла до наших дней. В 1780 г. рядом простроили теплую Стефановскую церковь, а так же колокольню и каменные Святые врата. На колокольне до 20 века находился колокол, дарованный Иваном Грозным. Направляясь с войском в Казань, царь Иван Грозный снял с местного монастыря кровлю, чтобы отлить из нее снаряды. После взятия города вместе с другими дарами царь прислал и этот колокол, изготовленный из ливонских орудий.
Выстояв во время татаро-монгольского нашествия и гонений в начале 20 века, церковь Бориса и Глеба чуть было не исчезла во время варварских действий мирного населения в 1935 году. Тогда местные жители начали по кирпичам разбирать храм, а рядом с оградой устроили песчаный карьер. Благодаря стараниям неравнодушных энтузиастов, в том числе историка А.Д. Варганова, вандальные действия были остановлены, а церковь передана музею.
Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152 г.)
Церковь архидиакона Стефана (1780 г.)
Святые врата с оградой (18-20 вв.)
Мотоциклисты посещают храм св. князей Бориса и Глеба уже не в первый раз. Маршруты многих паломнических поездок мотоклуба проходят, в том числе, и через Кидекшу.
Настоятель храма св. князей Бориса и Глеба отец Андрей тепло встретил Ночных Волков, с которыми знаком уже не первый год.
Он рассказал им об истории храмов и о сюжетах восстановленной росписи в церкви св. первомученика Стефана.
Явление святых князей Бориса и Глеба воеводе Александра Невского Пелгусию (в крещении Филиппу) перед битвой со шведами
Заступничество Пресвятой Богородицы за Царьград во время нападения князей-язычников Аскольда и Дира. Во время наступления вражеских кораблей Патриарх Фотий опустил в море Ризу Богородицы, хранившуюся в Влахернской церкви. На море тут же разыгралась буря, которая потопила ладьи язычников. Впечаленный этим князь Аскольд уверовал во Христа и крестился с именем Николай.
Послание Патриарха Тихона от 19 января 1918 года с анафемой безбожникам и крестный ход из Рождественского собора Суздальского кремля 26 января 1919 года.
Крещение святым благоверным князем Владимиром города Суздаль и Суздальской земли
Имена строителей, благотворителей, священнослужителей, братии и прихожан храма
Избиение камнями архидиакона Стефана. Стефан был старшим из диаконов, поставленных Апостолами. За проникновенное проповедование веры Христовой он был оклеветан иудеями и забит до смерти камнями. Во время своей мучительной кончины св. Стефан молился: "Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех"
Владимирский образ Пресвятой Богородицы
Отец Андрей, отец Кирилл и отец Гурий совершили молебен, после которого отец Андрей благословил паломников в дорогу.
Напутствуя паломников, отец Андрей подарил Ночным Волкам икону в память о посещении церкви Бориса и Глеба.
По пути в Боголюбово все невольно засмотрелись в автомобильные окна. Там на самом большом в мире киноэкране начался вечерний сеанса фильма под названием "Закат"... Никакая современная компьютерная графика и 3D-анимация не в силах сравниться по красоте и величию с живописными полотнами, написанными кистью самого Творца.
Тут же захотелось как можно скорее покинуть автомобиль, чтобы не пропустить метаморфозы вечернего неба.
От храма Покрова на Нерли исходит какая-то неземная красота. Как будто стройная девица в скромном, но искусно сшитом одеянии, стоит церквушка на высоком холме. Взор ее устремился куда-то вдаль. Возвышаясь над лугом и рекой, она будто соединяет собой небо и землю. Что покрытая снежным одеялом, что окруженная весенним половодьем, что утопающая в цветущем разнотравье - в любое время года она прекрасна. Тропинка через поле к храму есть некий паломнический путь, который обязательно нужно преодолеть. Стоит только ступить на луг, как город и мирские заботы остаются где-то за спиной. Полтора километра отделяют путника от церкви. Ты идешь по узенькой дорожке, и каждый шаг по Боголюбскому лугу превращается в некое путешествие внутрь себя. Ты удерживаешь взглядом храмовый купол с крестом, а мысленно погружаешься все глубже и глубже в самые потаенные уголки своего сердца.
Все-таки удивительно, насколько же удачно выбрано место для строительства храма. А между тем холм, на котором стоит церковь, есть дело рук человеческих. Искусные мастера, чтобы защитить храм от затопления во время розлива реки, соорудили высокий фундамент из булыжника. Его и почти четырехметровое основание каменное снаружи и изнутри засыпано глиняным грунтом. Подземная часть храма составляет около 5 метров. Строители укрепили образовавшийся холм каменными плитами и установили желоба для отвода воды.
Евгений Строгов передал встретившему паломников отцу Михаилу Иверскую икону Божией Матери.
Храм Покрова на Нерли построен в 1165 году по повелению князя Андрея Боголюбского в память о победоносном походе против Волжских булгар. Во время того похода погиб его сын Изяслав. Новая каменная церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы – праздника, который отмечается только русской православной церковью. Он уставлен в память о дне, когда во время богослужения в Влахернской церкви святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Пресвятую Богородицу, молящуюся в окружении Ангелов и святых о защите христиан и простирающую над верующими свой покров.
Храм сильно пострадал во время междоусобиц и от татаро-монгольского нашествия. В 17 веке церковь реставрировали, а в конце 18 века чуть было не утратили. В 1784 году настоятель Боголюбского монастыря хотел разобрать храм, чтобы использовать его камень в качестве строительного материала в монастыре. Но этому не суждено было произойти по довольно прозаичной причине – не смогли договориться с подрядчиком о стоимости работ. Не самым лучшим образом повлиял на внешний облик храма и ремонт, проведенный в конце 19 века, в ходе которого часть барельефов на стенах были заменены гипсовыми, сбиты некоторые фрески, а стены были обвязаны металлическими стяжками. После революции храм Покрова на Нерли был закрыт до возвращения Церкви в 90-х гг.
Давид-псалмопевец, в окружении животных
После молебна в храме Покрова на Нерли отец Кирилл подарил Ночным Волкам Боголюбскую икону Божией Матери с пожеланием небесного покровительства Пресвятой Богородицы.
Церковь Трех Святителей Вселенских Учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанн Златоуста
С высокого холма, на котором стоит храм Покрова на Нерли, виднеется Свято Боголюбский монастырь, основанный святым благоверным князем Андреем Юрьевичем Боголюбским.
Князь Андрей Боголюбский увез с собой из Вышгорода в Ростов икону Пресвятой Богородицы, написанную евангелистом Лукой. Эта икона, прибывшая в Киев из Царьграда, впоследствии стала назваться Владимирской. Недалеко от Владимира княжьи кони встали и отказались идти дальше. Тогда князь Андрей Юрьевич повелел устроить привал и отслужить молебен Пресвятой Богородице перед ее Образом. Когда же князь уединился в своем шатре, где подолжил молитву, ему явилась сама Божия Матерь. Богородица сказала князю: "не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни". Князь Андрей Боголюбский исполнил повеление Пречистой Девы. Так появился город Боголюбов, а в нем собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По явленному князю видению была написана Боголюбивая Икона Божией Матери. Празднование Боголюбской иконы Божией Матери совершается 1 июля по новому стилю.
Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери находится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире, куда из храма Покрова на Нерли и отправились паломники.
В Свято-Успенский Княгинин женский монастырь путники добрались, когда уже стемнело. В Успенском соборе в это время шло богослужение, к которому паломники с радостью присоединились.
Первая женская обитель во Владимире была основана князем Всеволодом III Большое Гнездо по просьбе его супруги княгини Марии Шварновны (в монашестве - Марфе) в 1200 году. После рождения последнего сына Иоанна (всего у князя с княгиней было 12 детей, четверо из которых стало великими Владимирскими князьями) Мария тяжело заболела. Будучи благочестивой и горячо верующей в Бога, княгиня стойко и безропотно переносила посланное ей испытание. С болезнью в ней укрепилось желание провести остаток своих дней в служении Господу, и она упросила мужа построить монастырь, в котором она могла бы обрести упокоение.
В 1206 году в Успенском соборе Мария приняла монашеский постриг с именем Марфа. Спустя недолгое время она представилась к Господу. Перед своей праведной кончиной она напутствовала своих сыновей исполнять Волю Божию, следовать заповедям Христовым, во всем помогать друг другу, слушать старшего брата Константина, а своего первенца – заботиться о своих младших братьях как о своих детях. По имени Марии монастырь стал называться Княгининым. Впоследствии он стал усыпальницей для княгинь и княжон. Здесь погребены вторая супруга Всеволода III – Анна, его дочь Елена, Васса (супруга Александра Невского) и ее дочь Евдокия.
Одной из святынь монастыря были мощи св. мученика Авраамия Болгарского. Авраамий родился в Камской Болгарии и был магометанином (исповедовал ислам), но однажды уверовал во Христа и стал проповедовать христианскую веру. За отказ отречься от Спасителя святой Авраамий принял мученическую смерть. Князь Всеволод III привез мощи святого из победоносного похода на волжских булгар и поместил их в Успенском соборе. В богоборческие годы 20 века мощи святого мученика были утрачены.
Монастырь подвергался разорению от нападения войск хана Батыя, от набегов татар в 1411 году и долгое время находился в разрушенном состоянии. В летописи от 16 века обитель упоминается под названием «Новодевичья». С этого времени началось восстановление монастыря. Но в 17 веке он вновь пострадал – в этот раз от польско-литовского нашествия. В 18 веке согласно манифесту Екатерины II обитель были лишена своих угодий. Спустя век в Княгинин монастырь пришла новая беда – пожар. Но и с этим испытанием насельницы обители смогли с Божьей помощью справиться. Накануне 20-го века монастырь, несмотря на все беды, достиг наивысшего своего расцвета.
После революции 1917 г. обитель была закрыта. Монастырская ограда и колокольня были сломаны. Храмы были отданы под архив и музей.
С 1992 года в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре возобновлена иноческая жизнь.
Одна из главный святынь монастыря - Боголюбская икона Божий Матери. Не мало чудес произошло по молитвам заступнице нашей, Пресвятой Богородице, перед этим Ее святым образом. Во время нападения хана Батыя до сгорел Рождественский собор, но Боголюбская уцелела в огне. Не раз Богородица отводила эпидемии разных болезней от города. В 1771 году во Владимире случалась моровая язва, которая чудесным образом отступила после того, как икону пронесли крестным ходом вокруг города.
фото с сайта foma.ru
В 1992 году Боголюбскую икону из краеведческого музея поместили в Успенский собор. И в наши дни по искренним молитвам перед Светлым Образом Царицы Небесной происходят многие исцеления и чудеса.
Помолившись перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы и передав игумении монастыря в дар икону Иоанна Крестителя, мотоциклисты отправились из Владимира в Муром. Там предстоял третий день паломнической поездки, рассказ о котором - в следующем посте..