Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 1
Ранним утром 2 января из Московского байк-центра в Нижних Мневниках стартовало паломничество «Владимирская Русь», маршрут которого проходил по святым местам Московской и Владимирской области. Предрождественскую поездку по православным монастырям организовали мотоклуб «Ночные Волки» и Федерация мототуризма России при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата и братии Троице-Сергиевой Лавры. Накануне великого праздника Рождества Христова паломники посетили Сергиев Посад, Махру, Киржач, Юрьев-Польский, Суздаль, Кидекшу, Владимир, Муром и Егорьевск, чтобы помолиться в древнейших обителях Владимирской земли и поклониться святым мощам праведников и угодников Божиих.
Дав старт 4-х дневному паломничеству в байк-центре, колонна паломников сперва отправилась в самый центр столицы, чтобы поклониться памятнику святого князя Владимира, после чего выдвинулась в сторону Троице-Сергиевой Лавры и далее путем преподобного Сергия Радонежского - в город Киржач.
Свято-Троицкий Махрищский женский монастырь
Посетить святые места и поклониться мощам святых праведников и угодников Божиих, подчерпнуть духовных сил и испытать радость от ощущения наполняющей сердце благодати Божией накануне одного из самых значимых для христиан праздника Рождества Христова – это особое счастье для каждого православного человека. Причем такая поездка не ограничивается лишь преодолением n-количества километров и фотографированием на фоне достопримечательностей. Паломничество – это еще и путешествий внутрь себя, стремление разглядеть в темных, потаенных уголках своей души дефекты, обнаружить гнойники на своем сердце, обрести стойкое желание их исправить и получить духовное исцеление по великой милости Божией.
По сути именно этот духовный поиск и желание привить душе «иммунитет» ко всем человеческим слабостям и страстям и есть одно из отличий паломничества от простой туристической поездки. А время Рождественского поста особо усиливает желание сделать свои душу и сердце хотя немного угоднее Богу.
В Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре паломников встретила мать Ефимия. Евгений Строгов и Русские мотоциклисты по доброй традиции передали в дар монастырю икону святого князя Владимира.
Мать Ефимия провела для паломников экскурсию и рассказала историю обители.
Храм в честь преподобного Стефана Махрищского
Основателем Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря был преподобный Стефан, духовный друг преподобного Сергия Радонежского и первый наставник преподобного Кирилла Белозерского. Он родился в Киеве и принял монашеский постриг с именем Стефан в Киево-Печерском монастыре.
В середине 14 века Стефан отправился из Киево-Печерской обители в Москву. Но жизни в монастыре он предпочел подвижничество в уединении, на что испросил благословение и обосновался в тихом лесном местечке на берегу речки Махры. Как часто и бывало со многими святыми угодниками Божиими, к месту отшельничества Стефана стали стекаться люди в поисках совета или же желая разделить с ним его подвиг пустынножительства. Так и началось зарождение обители на реке Махра. Святитель Московский Алексий благословил освящение церкви в честь Троицы Живоначальной, а Стефана рукоположил в иеромонахи и назначил игуменом образовавшейся братии.
От великого князя Стефан получил дарственную на земли и средства на строительство обители, но княжья щедрость принесла не только радость преподобному. Крестьяне из соседних монастырю деревень позавидовали и, решив, что Стефан будет претендовать на их земли тоже, начали на него гонения. Божий Угодник со смирением принял посланное ему испытание и с присущей ему кротостью оставил управление обителью на священноинока Илия. Сам же Стефан вместе со своим учеником удалился на север в сторону Вологды. Там на близ реки Сухоны он обосновал Троицкую Авнежскую Пустынь.
Молва о новой обители дошла и до князя Димитрия Донского, который пожертвовал для обоих основанных преподобным монастырей земли и средства для устроения и повелел Стефану прибыть в Москву. Князь Димитрий был очень расположен к Стефану и неоднократно призывал его для духовных бесед.
Преподобный Стефан прозорливым взор сумел разглядеть в некоем человеке по имени Косьма будущего угодника Божьего Кирилла Белозерского. Имея горячее желание служения Богу, Косьма пришел к преподобному Стефану с просьбой постичь его в монахи. Его родственник великокняжий окольничий Тимофей Вельяминов крайне осерчал, узнав про просьбу своего воспитанника. Он пришел к игумену Махрищскомувысказывать в грубой форме свое недовольство и несогласие. Преподобный Стефан пошел на небольшую хитрость. Он облачил Косьму в иноческое одеяние и представил Тимофею Васильевичу дело так, будто Косьма уже принял постриг с именем Кирилл. Окольничий был крайне рассержен этим. Его ярый гнев смогла успокоить лишь его жена. Одумавшись, Вельяминов помирился с игуменом и благословил своего воспитанника на монашество.
По повелению князя Димитрия Донского Стефан вернулся в Махрищский монастырь, где и прожил вплоть до своего представления Господу. Преподобный Стефан отличался особой строгостью к себе и снисходительностью к окружающим.
После пожара в 15 веке на могилке преподобного Стефана выросло три сросшиеся кронами березки. На этом месте позже был построен Троицкий храм.
Во время стоительства нового каменного храма во имя Живоначальной Троицы были обретены мощи преподобного Стефана, от которых впоследствии многие получали исцеление. По молитвам отче Стефану однажды повторилось и чудо преумножения хлебов. В годы игуменства Варлаама (1557-1570), будущего епископа Суздальского, на праздник Пятидесятницы в монастырь пришло более 2000 богомольцев. Тогда в округе был страшный голод, и перед игуменом возникла дилемма: накормить народ остатками хлеба из монастырских запасов и лишить тем самым братию пропитания, или поставить на первое месте благо насельников монастыря и отказать в милости просящим. Варлаам горячо помолился у мощей преподобного, и по его вере свершилось чудо. От хлеба, которым накормили богомольцев, набралось столько остатков, что братия питалась им еще 3 месяца.
Именно игумен Варлаам и составил житие Стефана Махрищского.
(источник фото: azbuka.ru)
После праведной кончины преподобного Стефана обитель многое повидала и перенесла: страшный пожар, разорение обители во время Смутного времени, после чего она была временно приписана к Троице-Сергиевой Лавре, период расцвета монастыря в 1775 г., гонения и закрытие богоборческой властью в 20 веке, возрождение монашеской жизни с 1993 году... И всегда обитель и ее насельников незримым образом сопровождало заступничество
Святой Живоначальной Троицы и преподобного Стефана.
После долгого запустения в богоборческие годы 20-го века монастырь стал возрождаться, и в храмах вновь зазвучали молитвенные песнопения. Обитель была открыта в 1993 году уже как женская. Сестры вложили немало труда, чтобы из руин восстановить некогда прекрасную обитель. Но с Божией помощью и по молитвам святых заступников в Стефано-Махрищской обители снова служатся Божественные Литургии, возобновилась иноческая жизнь, и из разных городов приезжают паломники. Сейчас на монастырском подворье есть собственная ферма. Монахини производят сыр и молочные продукты, выращивают овощи и фрукты.
Преподобный Сергий Радонежский был духовным другом Стефана Махрищского. Игумен Троицкого монастыря всем сердцем тяготел к общежительному монастырскому уставу, когда каждый монах живет не отдельно своей жизнь, а вся братия представляет собой единый организм, в котором нет ничего личного, но все есть только общее. В подобном устройстве жизни он видел истинное появление любви к ближнему, когда даже самое малое дело совершается по совести не ради своей пользы, а для общего благополучия. Такой образ монастырской жизни наиболее близок к древнехристианским церквям. Но не вся братия восприняла с радостью это стремление преподобного Сергия. К тому же в это время в монастырь вернулся старший брат Сергия Стефан, который в какой-то момент по присущей каждому человеческой слабости поддался на искушение и проявил гордыню, желая, чтобы братия по праву старшинства считала игуменом его. Тогда преподобный Сергий проявил истинное христианское смирение и удалился из монастыря в сторону Махры. Вместе с преподобным в путь отправился и один из его учеников Роман.
По современным меркам дорога из Сергиева Посада в Махрищский монастырь занимает совсем немного времени. Но в 14 веке такой путь был настоящим испытанием для странников. Выбившись из сил после длительного шествия, Роман обратился к своему учителю и попросил помолиться Всевышнему о послании им воды. Тогда отче Сергий, видя в своем ученике крепкую веру в всемогущество Божие, обратился к Господу и ударил посохом по склону холма. Между камней тут же забил источник. Так и появился Гремячий ключ.
С любовью и радостью встреченный своим другом Стефаном Махрищским преподобный Сергий попросил его о проводнике, который помог бы ему найти новое место для своего иноческого подвига. Преподобный Стефан отправил с Сергием в путь монаха Симона. А сам он еще три версты провожал своего друга. Долгие годы этим путем регулярно совершались крестные ходы из Махрищского монастыря до часовни, установленной на месте расставания двух Божиих угодников. В этом же направлении из Стефано-Махрищского монастыря в сторону Благовещенского Киржачского монастыря отправились и Ночные Волки.
Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь
В монастыре паломников встретил Валерий Львович, который поведал летопись обители.
На высоком берегу реки Киржач преподобный Сергий со своими спутниками выбрали место для обоснования обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года отче Сергий подвизался в новоустроенной обители, пока насельники Троицкого монастыря, долго желавшие возвращения преподобного, наконец не нашли покинувшего их игумена. По горячей просьбе братии и при соучастии святителя Московского Алексия авва Сергий с радостью отправился в родную обитель, а окормлять Богородицкий монастырь оставил своего ученика Романа.
Преподобный Роман старался устроить жизнь в вверенной ему обители по подобию уклада в Троицком монастыре. Тяготение к общежительству, любовь к изучению духовной литературы, смирение, кротость и простоту во всем игумен Киржачский впитал от своего учителя.
Благодаря славе преподобного Сергия, основателя обители, князья и цари благоволили к Киржачскому монастырю, даруя ему земли и средства на устроение. Но и сложные времена были в истории обители. Эпидемии, голод и разорение от польско-литовских интервентов пришлось пережить братии.
Царь Алексей Михайлович очень заботился о благополучии монастырей и храмов. И положение Киржачского монастыря в годы его правления значительно улучшилось.
В процветание и восстановление в разные годы внесли свой вклад и благотворители. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских.
Монастырский некрополь, церковь Всемилостивого Спаса и собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Но расцвет монашеской жизни в Киржаче остановился с выходом манифеста 1764 г. о секуляризации монастырских земель Екатерины II. Обитель преподобного Романа оказалась упразднена, братия была переведена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и другие монастыри, а храмы стали приходскими.
Возрождение храмов началось в середине 19 века, когда старостой Благовещенского собора стал глава торговой компании Соловьевых Александр Петрович. Вместе со своим сыном он восстанавливал роспись на стенах Благовещенского собора и Сергиевского храма, написал иконы для иконостаса. После его кончины старостой собора стал его старший сын Александр, который продолжил начинания своего отца. Вместе с братом в 1864-1869 гг. он построил храм в честь Всех Святых рядом с могилой своих родителей.
Церковь Всех Святых с колокольней (слева, где расположены леса, находятся могилы Соловьевых).
Колокольня у церкви Всех Святых
Но Октябрьская революция 1917 года вновь прервала период процветания обители. Многие церковные ценности под разными предлогами были изъяты, в 1923 годы Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы были закрыты и переданы Главмузею как имеющие историческое и художественное значение. По инициативе местного учителя Н.В. Синичкина на территории монастыря был утвержден Киржачский церковно-бытовой музей. В Благовещенском и Спасском храмах была утроена выставочная экспозиция.
Слева направо: Церковь Всех Святых с колокольней (на заднем плане), Храм Всемилостивого Спаса, Благовещенский Собор
С 1928 года власти прекратили финансирование музея, и монастырские постройки стали разрушаться. В это время была сначала отдана в пользование «обновленцам», а вскоре взорвана часовня над источником Сергия Радонежского. Заброшенные церкви варварски разграблялись. В поруганных храмах разместились склады разных товаров, которые еще больше и ухудшали состояние и без того растерзанных соборов.
Памятный крест на месте разрушенной церкви Сергия Радонежского Благовещенского монастыря
Всехсвятский храм не вошел в музейный комплекс и некоторое время продолжал действовать как приходской. Священнослужители и приход храма занимали непримиримую позицию по отношению к «обновленцам», обосновавшимся в Сергиевской церкви. После закрытия в 1930 году в соборе устроили общественную столовую, а потом ее переоборудовали в пекарню, просуществовавшую вплоть до 90-х годов.
Церковь Всех Святых с колокольней
Перед началом Великой Отечественной Войны по обращению Главнауки НКП была создана комиссия, которая предписывала принять меры по сохранению разрушающихся исторических памятников. Но средств на реализацию плана по реконструкции так и не было выделено.
Во время войны в Благовещенском соборе расположился склад боеприпасов, а в нижних помещениях – керосиновая лавка.
В 60-е годы на прилегавшем к Сергиевскому храму кладбище пробурили скважину, которая три десятилетия снабжала жителей города водой.
С 1693 года началась реставрация пришедших в критическое состояние «памятников архитектуры». Планировалась в отремонтированных помещениях устроить музей. Для привлечения туристов и включения Киржача в список городов «Золотого кольца» монастырские постройки решили «оживить». В планах по благоустройству значилось размещение в отремонтированных храмах молодежного клуба, установка игровых автоматов и различных киосков с едой и напитками. Но и тут не обошлось без Промысла Божьего и заступничества святых основателей обителей. Так как реставрационные работы велись с нарушением технологии, храмы вновь пришли в аварийное состояние и тем самым «спаслись» от очередного поругания. С 1990 г. в храме Всемилостивого Спаса возобновились богослужения , а в 1995 году монастырь был вновь открыт уже как женский.
В сохранившихся архивных источниках монастыря преподобный Роман именуется чудотворцем. Одна из историй исцелений по молитвам Романа Киржачского случилась в начале 20 века. Произошло это незадолго до закрытия Благовещенского собора в 1928 г. Одна из жительниц близлежащей деревни Ратьково отправилась в храм вместе со своей болящей дочерью, которая не могла ходить. Придя до начала Литургии, женщина присела отдохнуть на лестницу у вход в церковь. Дочка попросила попить, как вдруг к ней пошел старец в монашеском облачении и предложил крынку молока. Сделав несколько глотков и вернув старцу крынку, девочка сказала, что ей стало очень хорошо, и она хотела бы еще немного попить. Мать попробовала догнать монаха, но он исчез. Чуть позже на службе девочка увидела на стене храма изображение того самого доброго старца, который ее угостил. Это был Роман Киржачский. После богослужения девочка полностью исцелилась и обратную дорогу прошла уже своими ножками.
Это не единственное случай явления и заступничества преподобного. Во время ВОВ, когда храм не действовал, а в его помещении располагась керосиновая лавка, люди вдруг заметили на крыше собора монаха, который кадил во все стороны город. По молитвенному заступничеству святого Киржач избежал бомбежек и военных действий. Уже после открытия монастыря в 90-е годы 20 века у одной из стен была обнаружена фугасная мина, чудом не разорвавшаяся и не ничтожившая храм, строителей и братию.
В 90-е годы монашеская жизнь в обители стала возрождаться. С возвращением храмов монастырь вновь открылся, но уже как женский. Исцеления по молитвам преподобному Роману происходят и в наш дни. Одна из паломниц приехала в обитель в 1997 году. И вдруг у нее, молодой девушки, стали болеть и опухать ноги. Вспомнив про чудо с девочкой из деревни Ратьково, паломница прочила акафист преподобному Роману у места его погребения и тотчас получила исцеление своего недуга.
Источник фото: http://www.ikonu.ru/
Настоятельский корпус
Надкладезная часовня
Келейный корпус
Монастырский некрополь
В Юрьев-Польский паломники приехали уже вечером, поэтому в полной мере рассмотреть узоры на стенах Георгиевского собора было сложно. Зато большой радостью стала возможность прикоснуться к поклонному кресту, высеченному князем Святославом Всеволодовичем, сыном Всеволода III Большое гнездо и родоначальником Юрьевских князей
Георгиевский храм построен князем Святославом Всеволодовичем в 1230 году на месте древнего собора, заложенного Юрием Долгоруким. Согласно преданию тот храм разрушился в результате землетрясения, и на его фундаменте князь Святослав воздвиг новую церковь в честь Георгия Победоносца. Искусные мастера украсили храм каменными рельефами с изображением людей, диковинных зверей и птиц.
В середине 15 века храм неожиданно обрушился, но не целиком. По приказу князя Ивана III восстановлением церкви занялся зодчий Василий Ермолин. Из-за нехватки материала в Юрьево-Польском, Ермолину пришлось вновь складывать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, но в точности повторить изначальный узор было невозможно.
В 17 веке к храму пристроили шатровую колокольню, которую впоследствии обновили в 18 веке. В таком виде она простояла вплоть до революции 1917 года. В начале 20-го века она была снесена вместе с другими пристройками к храму – расширенным приделом во имя Святой Троицы и собором в честь Воздвижения Креста Господня.
В соборе хранится каменный крест, сделанный князем Святославом в память о его чудесном спасении на Волге в 1224 году.
Сохранившаяся на стенах храма роспись сделала в 1827 году
Отец Иов отслужил молебен в Георгиевском соборе и благословил паломников в дорогу.
В храме сейчас размещен музей с собранием древних резных камней
Северная сторона храма наиболее уцелела. Изображение святого великомученика Георгия Победоносца над арочным входом хорошо сохранилось.
Сам город Юрьев основан Юрием Долгоруким в 1156 году, а приставка «Польский» не имеет ничего общего с поляками. Это преобразованное название от «Юрьев-Опольский», т.е. град, находящийся в Ополье.
После посещения Георгиевского собора паломники отправились в Михаило-Архангельский монастырь, где в соборе Михаила Архангела отец Иов поведал об истории обители и монашеской жизни в наши дни. Монастырь неоднократно страдал от татаро-монгольских войск. Сначала в 1238 году войска хана Батыя при взятии города разорили обитель. Позже, уже в 1408 году Михаило-Архангельский храм был разрушен во время набега хана Едигея. Каменный храм на месте деревянного был отстроен в 1560 году.
Собор в честь Михаила Архангела
В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.
Колокольня (на заднем плане виднеется деревянная Георгиевская церковь из села Егорье 1718 г., перенесенная в монастырь в конце 1960-х гг.)
В течение нескольких столетий храм достаивался и перестраивался. Как и другие православные храмы, собор пострадал в 20 веке. В 60-х территория монастыря передана под устройство историко-архитектурного и художественного музея. Михаило-Архангельский собор вновь освящен в 2006 и сейчас находится в совместном использовании с музеем.
Из Юрьев-Польского колонна паломников отправилась в Суздаль, где начался второй день паломничества. Рассказ об этом - в следующем посте.