Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 3 - Муром
К третьему дню паломнической поездки «Владимирская Русь» мы добрались практически до самой границы Владимирской и Нижегородской областей. Целый день был отведен на посещение святых обителей Мурома.
Для тех, кто только присоединился к чтению рассказов о путешествии по Владимирской области, уточняю, что с 2 по 5 января мотоклуб «Ночные Волки» и Федерация мототуризма России проводили паломническую поездку «Владимирская Русь». За 4 дня паломники побывали и помолились в древнейших монастырях и храмам Махры, Киржача, Юрьев-Польского, Суздаля, Владимира, Мурома и Егорьевска. Сейчас я хочу вам рассказать о третьем дне паломничества, 4 января, который прошел в Муроме.
2.
Родина преподобного Илии Муромца славится не только именем былинного богатыря. Мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии находятся в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, в Благовещенском монастыре стоит рака с мощами св. благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Но, несмотря на щедрость земли Муромской на Божьих угодников, вера Христова была принята здесь не сразу и с определенным сопротивлением. Один из двух первых русских святых, святой князь-страстотерпец Глеб, правил в Муроме, когда его коварно убил старший брат Святополк Окаянный.
3.
После смерти св. благоверного князя Владимира Святополк сел на Киевский престол и, опасаясь соперничества со стороны младших братьев, подослал к ним убийц. Сначала по его приказу был убит князь Борис, чьим уделом был город Ростов, а вслед за ним погиб от руки жестокосердного брата и Глеб. Христианский подвиг двух братьев заключается в том, что, зная об угрожающей им опасности, они без сопротивления приняли мученическую смертью, не желая нарушить заповедь любви и поднять руку на брата.
4.
Здесь, наверно, стоит сделать еще одно пояснение, чтобы такие действия князей не показались кому-то малодушными и безрассудными. Во-первых, для только недавно принявшей христианство Руси урок того, что даже на самое страшное зло нельзя отвечать злом, был очень значимым. А во-вторых, нужно помнить две вещи, которые заповедовал Христос. Это наказ возлюбить врагов своих и подставить левую щеку ударившему по правой. Так, например, преподобный Серафим Саровский не стал сопротивляться избивавшим его разбойникам, горячо моля Господа об их прощении. Так поступали и новомученики и исповедники Российские, день памяти которых Церковь отмечала в прошедшее воскресенье, 5 февраля. И в тоже время «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Примеров следования этой заповеди Христовой история знает много. Так воин-монах Пересвет по благословению преподобного Сергия Радонежского присоединился к войску Димитрия Донского тогда, когда нависла угроза над верой православным и всем христианским людом. Так простые солдаты отдавали свои жизни во имя спасения народа и страны от фашистских захватчиков в 40-х. Так преподобный Илия Муромский воевал в дружине Владимира Мономаха, защищая веру и народ от супостатов.
Преподобный Илия Муромский
фото с pravoslavie.ru
И в этом месте мне хочется вспомнить то, что я забыла рассказать в предыдущей заметке о поездке. Во время экскурсии по Суздалю отец Кирилл, который сопровождал паломников в течение всего дня, пояснил значение слов Спасителя про левую и правую щеку. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Это есть образное поучение тому, что на зло нельзя отвечать злом, а не прямой призыв к несопротивлению. Чтобы это понять, нужно представить насколько сложно правой рукой ударить по правой щеке... А вот пример того, как нужно следовать этой заповеди в обычной жизни. Нужно помнить, что все мы не безгрешны, и потому случающуюся с нами неприятность (удар) нужно с благодарностью воспринимать как расплату за свои проступки. Например, с утра ты наорал ни за что на ребенка, а потом на работе получил несправедливый выговор от начальника. Можно, конечно, туту же начать "качать" права... А можно со смирением принять этот урок, чтобы впредь самому не совершать несправедливости.
5.
Но вернемся к истории города Мурома и распространению православия на Руси. Князь Константин (Ярослав) узнал, что в Муроме исповедуют язычество, и испросил себе этот город в удел, желая принести туда христианскую веру. На подъезде к Мурому он отправил своего сына Михаила в качестве посла. Муромцы пригласили княжича для переговоров. Не поверив его обещаниям о доброжелательном расположении князя, он убили Михаила. После осады, но без кровопролития, князь Константин вошел в город. Муромцы признали его в качестве правителя, но отказались принять христианство. Князь Константин не стал силой навязывать православную веру, но выстроил сначала храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где похоронил Михаила, а потом церковь в честь Бориса и Глеба.
Недовольные князем муромцы осадили княжий двор. Константин с женой и сыном Федором укрылись в Благовещенском соборе, где горячо молились. По молитве князя от иконы Богородицы стало исходить чудное свечение. Константин вышел с источающим свет Образом к горожанам. Пораженные этим видением мятежники уверовали и согласились принять крещение.
6.
Первым монастырем, в который отправились паломники, стал Спасо-Преображенский мужской монастырь. Здесь нас встретил иеродьякон Артемий, который провел экскурсию по Муромским обителям.
7.
Спасо-Преображенский монастырь построен один из двух братьев-страстотерпцев Глебом Владимировичем. Несмотря на все старания, ему так и не удалось принести христианство в Муром. Более того, ему даже пришлось поселиться вне города на удалении от агрессивно настроенных муромцев. У князя было две резиденции: одна на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря, где князь построил Спасский храм, и вторая - на реке Ушне. Первое упоминание в летописи о Спасо-Преображенском монастыре относится к 1096 году.
8. Часовня св. великомученика Георгия Победоносца
В 1552 во время похода на Казань Муром посетил царь Иоанн Грозный. Здесь на Оке он устроил смотр войск, а по возвращении с победой из Казани выстроил несколько каменных храмов, одним из которых был Спасо-Преображенский собор (1555 г.). Впоследствии монастырь пользовался расположением царской семьи. Иоанн Грозный прислал в дар утварь и пожертвовал землю. Так же царь установил в монастыре общежительство.
В начале 17 века монастырь пострадал от литовского нашествия. При настоятеле архимандрите Антонии возникло сопротивление реформам Патриарха Никона. Большой вклад в восстановление обители внесли пожертвования митрополита Сарского и Подонского, который был родом из Мурома. В 18 веке при монастыре открылась школа для священнических детей.
Согласно манифесту Екатерины II о секуляризации церковных земель монастырь лишился части своих владений. Но в конце 19 века в обитель прибыла чудотворная икона Божией Матери "Скоропослушница", оригинал 10 века которой хранится на Афоне в монастыре Дохиар. Обитель начала возрождаться.
В 1918 году монастырь упразднили, а его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) обвинили в соучастии восстания, возглавляемого полковником Н.П. Сахаровым. Несколько лет Спасо-Преображенский собор действовал как приходской храм. В 1929 году на территории монастыря разместилась военная часть и отделение НКВД.
9. Спасо-Преображенский собор
10. Спасо-Преображенский собор
11. Рождественский вертеп (поездка проходила накануне великого праздника Рождества Христова)
Одна из великих святынь обители - икона Божией Матери "Скоропослушница", в 1878 году привезенная со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым).
12. Икона Божией Матери "Скоропослушница"
Икона написана на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого Великомученика и целителя Пантелеймона. За скорую помощь по молитвам перед образом икона стала называться «Скоропослушницей». Светлый образ Богородицы не раз помогал обители в самые трудные времена. Когда в 19 веке монастырь разорился, афонские монахи прислали эту чудотворную икону в дар обители. Вскоре монастырь расцвел. Второй раз, уже в наши дни, Богородица вновь помогла восстановить обитель по молитвам перед сим образом. До 1995 года на территории монастыря располагалась воинская часть. После перевода части обитель была возвращена церкви в плачевном состоянии. Настоятель и братия увидели руины вместо храмов. Спустя год после открытия монастыря, в него возвратилась "Скоропослушница". Сразу после этого дела в обители стали ладиться, и храмы восстановили довольно быстро.
По молитвам у иконы происходят многие чудеса. Сам же образ Пречистой Девы на иконе постоянно меняется. В радостные праздники лик Богородицы светлен и спокоен, а в дни скорби - печален.
13.
Покровская церковь построена в 1691 году на средства митрополита Варсофония. В 1757 году рядом с церковью выстроена трехъярусная колокольня.
14. Трапезная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Спасо-Преображенский храм (на заднем плане) и Храм Василия Рязанского
15.
В Покровской церкви находится деревянный ковчег, выполненный в 2006 году художником А.С. Субботиным. Образ Илии Муромского реконструирован в соответствии с результатами научных исследований мощей преподобного, находящихся в Киево-Печерской Лавре. Согласно экспертному анализу преподобный Илия Муромский был человеком богатырского телосложения, ростом 177 см. Для того времени это был действительно внушительный рост. В поясничном отделе позвоночника обнаружены патологии, что подтверждает сказание в житии святого о том, что 33 года он был прикован к кровати. На руке и в области сердца у инока-богатыря обширная рана от копья.
16.
В деревянном ковчеге помещена частичка мощей преподобного, а в селе Карачарово - родине Илии Муромца, выстроен храм Гурия, Самона и Авива, в котором находится икона с частицей мощей.
17. Ковчег Илии Муромца с частицей его мощей
18.
19.
20.
21.
22. Часовня-костница (часовня на месте бывшего кладбища)
23. Храм преподобного Сергия Радонежского (2005 г.)
24. Часовня Ксении Петербургской (6 февраля отмечают день ее памяти)
25. Николо-Ильинская часовня (1889 г.)
Из Спасо-Преображенского монастыря мы отправились в Благовещенский мужской монастырь.
Благовещенский монастырь был выстроен царем Иоанном Грозным в память о казанском походе на месте Благовещенского храма, построенного князем Константином. В 1547 было совершено общецерковное прославление князя Константина и чад его Михаила и Феодора. С 1555 года мощи князя пребывают в соборе.
26.
Как и другие обители, монастырь пострадал от литовского нашествия в 1615 году и в течение 17 века восстанавливался. В 18 веке при монастыре открыли Муромское духовное училище. В 1792 году в обители случился пожар, но каменные здания и святыни не пострадали. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре пребывали Иверская и Владимирская иконы Божией Матери, укрываемые от Наполеона.
27. Ночные Волки передали в дар монастырю икону святого равноапостольного князя Владимира
В 1919 году монастырь был закрыт, братия перебралась в город, но продолжала приходить в храм для богослужений. В 1923 году богоборцы вскрыли раку с мощами князей Константина, Михаила и Феодора и передали их в музей, где они находились до 1989 года.
28.
Благовещенский собор был закрыт в 1940 году, но уже спустя два года был вновь открыт как приходской храм. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен, который впоследствии стал Патриархом Московским и всея Руси. С 1991 года в обители возродилась монашеская жизнь.
29. Благовещенский собор
30.
31.
32. Чудотворная Иверская икона Божией Матери
33.
34.
35.
36.
37.
В начале 19 века на звоннице было семь колоколов общим весом 430 пудом. Самый большой из них был дарован князем М.И. Лыковым в 1692 г и весил 100 пудов (1600 кг). В 1933 году колокола были сброшены, а колокольня при этом сильно пострадала, лишившись одного из опорных столбов шатра. Впоследствии бронзу с колокольни сдали на переплавку, а не представлявшие ценности языки закопали поблизости, где их обнаружили в 2010 году во время восстановительных работ.
38.
39.
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году сестры расселились по разным городам и продолжили монашество «в миру». Чтобы уберечь святыни, монахини разделили их и увезли с собой. Игумения женской обители Александра и около 40 сестер приехали в Муром. Рядом с Благовещенским монастырем они купили деревянный дом, в котором тайно подвизались. Из Дивеева монахини привезли иконку Божией Матери «Умиление», перед которой молится преподобный Серафим Саровский, и некоторые личные вещи батюшки. Драгоценную ризу с иконы сестры закопали в землю, а сам образ скромно стоял в комнате. Вместе с братией монастыря монахини переживали все испытания богоборческого времени, подвергались многочисленным арестам и гонениям. Так Благовещенский собор, который закрывался на сравнительно недолгое время в 20 в., стал центром духовной жизни города. После обретения мощей батюшки и открытия Саровской обители в 90- годы икона и вещи преподобного вернулись в Дивеево, а в память о Саровском чудотворце и пребывании сестер в монастыре установлена часовенка.
40. Часовня Серафима Саровского
41.
42. Церковь архидиакона Стефана (1716 г.)
43. Старый голбец и кресты в проездной нише Стефаниевской церкви
44. Стены и башни ограды (начало 19 века)
45.
Из Благовещенского монастыря паломники отправились в Свято-Троицкий женский монастырь, каменная ограда которого начинается прямо через дорогу от входа в обитель.
46.
Свято-Троицкий женский монастырь по преданию образовался на месте деревянной церкви в честь Бориса и Глеба, построенной князем Константином. Позднее здесь стоял Троицкий храм. В 1642 году на месте старой деревянной Троицкой церкви воздвигается новый каменный храм. В следующем году по ходатайству и на средства богатого купца Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Богдан Цветной строится Троицкий монастырь.
47.
В 1648 году над Святыми воротами построили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а через 4 года в монастыре появилась многоярусная колокольня.
В 1663 году царь Алексей Михайлович подарил монастырю грамоту, в которой сообщалось о предоставлении земельных владений, а так же об освобождении игумении от уплаты подателей с этих участков.
В 1764 году к сестрам обители примкнули насельницы трех упраздненных обителей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря, Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда, Воскресенского Муромского девичьего монастыря. В связи с этим была перестроена паперть и галерея Троицого собора.
48. Через ограду виден купол деревянной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского
Обитель страдала от пожаров в 1792 и 1805 гг., которые уничтожили деревянные постройки.
В 1810 г. был перестроен Трехсвятительский теплый придел Троицкого собора, к которому пристроили новый придел во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.
В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в котоpую пpовели воду из городского бассейна. В этом же году на средства Ермакова и его супруги были вызолочены главы на Троицком соборе, колокольне и надвpатной Казанской церкви.
49.
К осени 1886 г. возвели втоpой этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом.
В 1899 г. в новом двухэтажному корпусе открылась одноклассная женская школа с уроками рукоделия. В 1902 году она стала 2-х классной.
50.
В 1918 г. в монастырских корпусах сначала поселились рабочие, а в 1921 году обитель была закрыта. В богоборческие годы в монастырских строениях находились архив и склады. В 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены. С 1941 года в Троицком соборе обосновалась сапожная мастерская артели им. Крупской. После войны монастырские кельи приспособили под коммунальные квартиры. В 1970 году после небольшой косметической реставрации ансамбль Троицкого монастыря стали охранять как памятник республиканского значения.
51. Деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, Свято-Троицкий собор и колокольня
Возобновилась иноческая жизнь в монастыре в 1991 году. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии после закрытий в начале 20 века.
52. Часовня Петра и Февронии
До революции главной святыней монастыря был Виленский крест-мощевик, обретённый при жизни основателя монастыря Т. Цветнова. Некий Василий обрел этот крест-мощевик во время взятия литовского города Вильно (современный Вильнюс). Василий долгое время хранил диковинный крест, пока ему не был явлен глас, повелевающий отвезти свою находку в Муром и отдать Богдану Цветному, чтобы тот разместил его в Троицком монастыре. Василий так и сделал. Во время революции Виленский крест оказался в музее и был торжественно вновь возвращён в монастырь в апреле 1994 года. А двумя годами раньше, 19 сентября 1992 года, монастырь обрёл мощи святых князей Петра и Февронии Муромских, которые находятся для поклонения верующим в Троицком соборе монастыря.
Петр и Феврония Муромские своей праведной и благочестивой жизнью являют эталон христианской семьи. Дочь бортника Феврония исцелила Муромского князя Петра, и в благодарность за это он женился на ней. Бояре не желали видеть своей княгиней простолюдинку и принуждали князя отказаться от своей жены. Но Петр не захотел нарушить узы брака и вместе с Февронией покинул Муром. В отсутствии князя в городе началась смута. В конце концов бояре упросили своего князя вернуться и примирились с его супругой. Предчувствуя свою скорую кончину, Петр и Февронья приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния и молили Господа о даровании им смерти в один день. Так и случилось. Князь и княгиня заранее заказали приготовить для них двойной гроб с тонкой перегородкой. Но люди вновь возжелали разлучить благоверных супругов, положив их тела в разные гробы. На утро тела Петра и Февронии были обнаружены в одной гробу. Так произошло дважды. Убоявшись, муромцы исполнили просьбу князя и княгини и похоронили их вместе у стен храма в честь Рождества Богородицы. В 1923 году мощи святых забрали в Муромский музей. В 1992 году раку с мощами вернули верующим и разместили для поклонения в Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря.
53.
54. Надвратная церковь Казанской иконы Божией матери с колокольней (1648 - 1652 гг.)
55.
56.
Деревянная церковь Сергия Радонежского привезена в Троицкий монастырь из села Пьянгус Меленковского района в 1975 году. Приблизительная дата постройки церкви - 1700 год.
57. Церковь преподобного Сергия Радонежского
58.
59.
60.
61.
62. Благовещенский собор
63.
А погода тем временем стала по-настоящему зимней. Легкий морозец и ясное солнечное небо еще больше усиливали радость от пребывания в святых местах.
64.
65.
67.
68.
69.
Проехав практически через всю Владимирскую область, настало время разворачиваться в сторону дома. Из Мурома колонна паломников отправилась в Егорьевск, где провела ночь. Рассказ о заключительном дне паломничества "Владимирская Русь - во славу святого равноапостольного князя Владимира"- в следующем посте.