Беседа с иеромонахом Александром в Городецком Феодоровском мужском монастыре

С 9 по12 июня 2017 года состоялось мотопаломничество, приуроченное ко дню памяти святого благоверного князя Александра Невского. Поездка была организована при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата и братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

 

 

10 июня в Феодоровском монастыре г.Городца состоялась беседа паломников с иеромонахом Александром. Анна Надёжнова поделилась впечатлениями от этой встречи. 

Поприветствовав нас, иеромонах Александр задал первый и, я думаю, главный вопрос.
-Скажите, что такое вера и на чем она основывается? 

Первые три минуты на заданный вопрос отвечала только тишина. Мы молча смотрели друг на друга. Перед нами сидел, смиренно сложа руки на коленях, человек с чистыми и глубокими, как два озера, глазами. Возникло ощущение, что встретились два мира. Его был светлый и спокойный, наш - грузный и суетливый. Печать греха и внутреннего беспокойства читалась на лице каждого из нас. Пауза затянулась. Мы попытались размышлять вслух. Но это было похоже на попытку угадать правильный ответ, а не услышать его в себе.

На самом деле ответ прост… - тихо сказал монах,- основа веры - это любовь. Без любви вера не может существовать. Эти две сестры идут рядом рука об руку, и по отдельности их представить невозможно. В Евангелии Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня»(Мф. 10:37) Эти слова мы не должны воспринимать так, что Бог требует к себе особой любви. Нет. Смысл совсем в другом. Бог есть Любовь. Та самая, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 

Если мы не будем любить Любовь, то как же мы сможем полюбить кого-то из наших близких? Евангелие учит нас молиться за врагов, а мы идём на разрыв с любимыми (пусть даже в прошлом) людьми – супругом или супругой. Неподдельность нашей любви к Богу проверяется тем, насколько мы можем любить своих ближних, насколько можем жертвовать собой и вообще способны ли на это. 

В нашем монастыре большое значение придаётся социальному служению. Мы часто бываем в домах престарелых, детских домах, воинских частях и образовательных учреждениях. Мы хотим достучаться до сердец слушающих нас людей. Все насельники монастыря имеют по два, а то и по три высших образования, одно из которых обязательно духовное. Это очень помогает нам вести просветительскую работу, находить ответы на сложные вопросы.

 Знаете, огромная проблема нашего века заключается вот в чём. Ни в семье, ни в школе ребенку никто не объясняет, что такое страх Божий, что такое плохо и что значит жить по Божески. Мало кто осознает, что каждый поступок человека оставляет в его жизни след, порой очень глубокий. И этот след зачастую проходит не только через одну конкретную жизнь, но тянется из рода в род. Если нет раскаянья, грех ложится тяжелым грузом на детей, внуков, правнуков – его тянут, как лямку, все последующие поколения. 
Сколько может прожить человек? Ну пусть даже 80 лет. Задумаемся, что это такое по сравнению с вечностью? Один пшик, не так ли?! Но от того, как мы проживем этот короткий промежуток времени, зависит, какое место будет уготовлено нашей душе в вечности.

 Каждая душа имеет светлое начало – никто сразу не рождается убийцей, вором, преступником. В процессе жизни мы либо становимся подобием образа Божьего, либо нет. К подростковому возрасту, как правило, формируется личность человека, видны его задатки. Если с детства ребенок приучен к молитве, то в дальнейшем из него может вырасти усердный молитвенник. Если девочка еще со школьной скамьи привыкла вести себя распущенно, то, скорее всего, из неё не получится хорошая мать и жена. Один грех обязательно повлечет за собой другие грехи. В жизни, повторюсь, все взаимосвязано.

Скажу ещё вот о чём. Часто приходится слышать горькие слова: «Бог меня оставил! У меня беда, а Он меня не слышит!» В ответ мы с братией приводим пример из жизни святых о том, как над ними наяву потешались бесы. Один святой как-то не выдержал, взмолился Богу: «Господи, почему Ты позволил темным силам так издеваться надо мной? Где ты был все это время?» Бог ему ответил: «Все это время я сидел рядом с тобой, в твоей келии, мне нужно было понять, не усомнишься ли ты во мне».

 Зачастую, когда Бог несет нас на своих руках, мы не чувствуем Его присутствия. Но вот возникают проблемы, и мы  начинаем роптать. А Бог ждет, когда в нашем сердце зародится смирение. В тишине слышно лучше – это известно всем. Когда по отношению к сложившейся ситуации внутри нас разгорается раздражение, несогласие, упрямство, то нет возможности услышать голос Бога.

 Смирение подразумевает полное доверие. Можно привести такое сравнение: ты падаешь навзничь, но не боишься, потому что знаешь, что сзади стоит Бог и протягивает руки, чтобы поймать тебя. Бог все знает, все видит и слышит. Вопрос только в одном - доверяешь ли ты Ему? Когда человек целиком  вверяет себя в руки Божьи, становится понятным, для чего ему была дана та или иная ситуация.

Бывает, мы внутренне не готовы к исповеди, не понимаем, в чем каяться. «Я же никого не убил, банк не ограбил, ничего страшного не натворил». Отрезвить себя можно одним-единственным вопросом: «А сделал ли я то, чего от меня ждет Бог? Приумножил ли хоть один  талант, который Он в меня вложил?» 

Здесь монах на минуту замолчал. Оглядевшись по сторонам, я увидела, что у многих блестят слёзы на глазах, лица преобразились. Простые слова, наполненные глубоким смыслом, зажгли в наших душах свет. Мы уже не делились на два мира, мы были единомышленниками. Монах продолжил:

-Если говорить о талантах, то у меня их больше - ведь я и монах, и священник. Но нахожусь ниже вас, потому что ни один из этих даров я не преумножил.

 Мы молча осмысливали услышанное. Возможно ли такое? Готовы ли мы сами судить себя по столь строгому счёту? Тут лицо нашего собеседника осветила улыбка.

-Бог всем желает спасения, но только с одним условием - если мы тоже этого хотим. 

После этих слов иеромонах Александр благословил нас готовиться к исповеди, чтобы на следующее утро мы удостоились причастия Святых Христовых Таин. 

По правде говоря, никому не хотелось уходить. Тут душа созерцала Бога, чувствовала себя, как дома. Но физическая усталость взяла верх, и нам пришлось проститься. 

Автор: Надёжнова Анна

 

 

 


 

 

Паломнический центр » Отзывы » Беседа с иеромонахом Александром в Городецком Феодоровском мужском монастыре