О стране
Святая Земля и православное паломничество С самого начала христианская традиция рассказывала о событиях, произошедших на Святой Земле. С момента, когда Римская империя приняла Христианскую веру (IV век н.э.), верующие хлынули на Святую Землю. Христиане всего мира мечтали попасть в Израиль, чтобы увидеть Землю Господа нашего Иисуса, где он родился, проповедовал и совершал чудеса, где был распят, победил смерть и вознесся, посетить места событий, о которых рассказывают Ветхий и Новый Завет. Эти поездки на Святую Землю получили название «паломничество». Официально родоначальницей паломничества на Святую Землю считают св. Елену, императрицу Константинопольскую, мать императора Константина Великого, провозгласившего христианство государственной религией Римской Империи. Императрица Елена посетила Израиль в 326 году. Об Израиле как древнейшем объекте христианского паломничества говорят и первые европейские путеводители по святым местам — итинерарии, или «дорожники». Самые древние из дошедших до нас путеводителей посвящены описанию именно Святой Земли: это «Бордоский путешественник» 333 года (имя паломника не сохранилось, и его именуют по названию его родного города), описывающий путешествие неизвестного паломника из Бордо по Иерусалиму, а также «Хождения Игерии» конца IV века, описывающие путешествие испанской паломницы по Святой Земле. Паломничество православных русских христиан на Святую Землю началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Исторические свидетельства о нем относятся к XI веку: правнучка святого равноапостольного великого князя Владимира преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, умирает в Святом Граде; игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно-просветительской миссией, официально считается первым русским паломником на Святой Земле. Игумен Даниил оставил описание своего путешествия, знаменитое «Хождение», ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества на Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках «Хождения» Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но от всей Русской земли. «Хождение» игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его копий) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений жанра «хождений», между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно незаурядной и колоритной. Ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение относится к периоду между 1106 и 1108 годами. До появления российских представительств на Святой Земле в XIX веке паломничество к святым местам было делом не только трудным, но и опасным. Прежде всего, человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить «заграничный паспорт». Паломнику собирали деньги и все необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой подарок, который покупали на средства всей округи. Когда все приготовления были окончены, богомолец отправлялся в путь. Русские паломники, готовые на любые лишения и жертвы только ради того, чтобы помолиться у христианских святынь, вызывали уважение и восхищение. Когда же после всех трудностей нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача — найти себе пристанище. И на пути в Святую Землю, и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и создание более или мене благоприятных для себя условий жизни зависело исключительно от их находчивости. Положение богомольцев начинает изменяться в лучшую сторону после открытия Русской Духовной Миссии в 1847 году, которая приняла на себя, совместно с Иерусалимским Патриархатом, попечение о русских паломниках. После окончания Крымской войны российское правительство берется за решение проблем по созданию нормальных условий жизни и быта русских богомольцев на Святой Земле. В 1860 году в Иерусалиме началось строительство Русского подворья. Обширная территория к северу от стен Старого города стала застраиваться зданиями для приема русских паломников. Там были построены странноприимные дома для паломников, больница, здание Русской Духовной Миссии и здание российского консульства. В центре «Нового Иерусалима», так подворье называли русские паломники, было начато строительство соборного храма Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта стало одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Восьмым параграфом своего устава Общество ставило перед собой следующую цель: «Оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов». В 1890 году закончилась постройка Сергиевского подворья, построенного на средства ИППО и лично князя Сергея Александровича Романова, который был его председателем. Подворье стало местом приема дворян паломников, где они могли разместиться в комнатах «первого и второго класса». После революции 1917 года в России паломничество, как вид религиозной деятельности, было запрещено. Однако с середины XX столетия немногочисленные паломнические группы, официальные делегации Русской Православной Церкви стали совершать поездки на Святую Землю. Русское православное паломничество начало постепенно возрождаться в 1991 году, когда граждане Российской Федерации получили возможность беспрепятственно выезжать за границу. В тот период у верующих сразу же возросло стремление посетить места, запечатленные в Священном Писании, прикоснуться к святыням. Путешествуйте и совершайте паломничество вместе с Паломническим центром Московского Патриархата! … И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Книга пророка Исайи, глава 2, стих 3)
|